Молодежный вестник. 2019 г.

Молодежный вестник. 2019 г.

№ 9 (6376) / 2019 МВ оценивать однозначно: тот же Ген- рих VIII казнил людей в сотни раз больше, чем Иван Грозный. К тому же жёсткая политика по отношению к вельможному боярству в целях со- хранения единого государства была в то время просто необходима. В конце концов, без неё государство не смог- ло бы приумножить свои территори- альные владения. Тиран, деспот, убийца… Любой исторический деятель поступает со- образно требованиям времени. К тому же он плоть от плоти своего на- рода. Что же касается исторических документов, свидетельствующих про- тив того или иного «тирана и убий- цы», то они составляются простыми смертными. Для того чтобы представ- ление о том или ином факте истории было более менее объективным, не- обходимо сравнить 3-4 источника. 18 призвание Евгений КОЗЛОВ Геннадий ЛОГУНОВ Урок истории #59школа#перспектива#учительгода#преподавательистории#молодаяперспективная – Юлия Михайловна, так в чём же смысл преподавания истории? – В любом случае не в зазубри- вании конкретных дат и цифр. Исто- рия циклична, поэтому человечеству весьма полезно знать своё прошлое, уметь устанавливать причинно-след- ственные связи, проводить истори- ческие параллели, понимать логику тех или иных исторических событий, делать разумные выводы. Этому учат на уроках истории. – На ваш взгляд, наша страна – прилежная ученица? Какую бы вы поставили ей отметку? – Ставить оценки стране не в моей компетенции, я только учитель исто- рии и к тому же сама являюсь ча- стью этой страны. Боюсь оказаться пристрастной. Скажу так: история не имеет сослагательного наклонения. Кто знает, как развивались бы собы- тия, если тот или иной исторический деятель поступил бы иначе. Умеет ли Россия извлекать уроки из своего прошлого? Думаю, на этот во- прос нельзя дать однозначного ответа. В любом случае не хочу судить свою страну. Я должна её любить, чтить, должна как педагог и воспитатель при- вивать детям любовь к Родине. Но ни в коем случае не осуждать её. – Один из разделов вашего сайта украшает фраза Цицерона: «Первая задача истории – воздер- жаться от лжи, вторая – не утаи- вать правды, третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности». Насколько воз- можно историку придерживаться этих принципов? – Только в рамках своих знаний. Ведь он оперирует не придуманными, а уже имеющимися фактами. Что же касается оценки этих фактов, то тут для каждого правда своя: трактовать то или иное событие, документ, лич- ность можно с разных позиций. И у меня есть своё мнение, однако учи- тель не должен его навязывать де- тям. В противном случае они никогда не научатся мыслить самостоятель- но. Мне бы этого не хотелось. – А нынешние учебники истории учат самостоятельному мышле- нию? – Современные учебники дают информацию дозированно, но они менее тенденциозны, нежели со- ветские. Вообще, ни один учебник не может быть абсолютно точным и политически непредвзятым. Поэто- му, помимо учебников, рекомендую ребятам в качестве дополнительной информации книги, фильмы, иные источники, которые могут сформи- ровать наиболее полную и объектив- ную картину того или иного историче- ского периода. Однако история каждый раз рас- крывается с новой стороны. Много засекреченных документов, обнаро- дование которых может существенно изменить наше представление о про- шлом. – В Орле воздвигли памятник Грозному, в Липецке – бюст Стали- на. Это следствие изменения наше- го представления о прошлом? Как бы вы объяснили это детям? – Мне повезло, мои дети не спра- шивают меня о таких вещах. Что ка- сается фигуры Грозного, её нельзя У учителя есть своё мнение, однако он не должен его навязывать детям. В противном случае они никогда не научатся мыслить самостоятельно. « В период правления Сталина Рос- сия вышла из долговой ямы и разру- хи после Гражданской войны и интер- венции. У нас не было ничего: про- мышленности, сельского хозяйства. Страну пришлось восстанавливать по крупицам, а это требовало напря- жения всех человеческих сил. Россия находилась в международной изоля- ции. Необходимо было защищаться, вооружаться, самоутверждаться. Время было тяжёлое, не все нашли в нём оправдание своих надежд. Хоте- лось бы сказать, что оценка той или иной личности в истории – вопрос субъективный и характер этой оцен- ки зависит от самого человека, от его воспитания, от его исторических зна- ний. Моя задача – дать человеку эти знания. «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков», – сказал известный отечественный историк Василий Ключевский. А вот на уроках Юлии Губановой историю любят и ценят. Наверное, поэтому молодого преподавателя истории и обществознания липецкой школы № 59 признали победителем муниципального конкурса «Учитель года-2019». Именно к ней «МВ» решил отправиться на урок.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz