Молодежный вестник. 2019 г.

Молодежный вестник. 2019 г.

№ 6 (6373) / 2019 МВ 11 народный эксперт #заповеди#церковьвшколах#национальнаяидеология#культурныйкод#иерархия#душа огромностью пространства, пронизанного светом из окон и сиянием хоросов и паникадил, с богатством утвари и цветным ковром росписей – всё это являло трудно передаваемый контраст с бесформенностью, теснотой и мраком закопчённых дымом очага жилищ горожан, – жилищ, и внутренне и внешне похожих на могилы». И поныне христианский храм является для многих россиян символом стремления к свету, маяком нрав- ственности в суете повседневных дел. Задушевная беседа с православным батюшкой – русским психо- логом – многим помогла и помогает обрести опору в наше непростое время. Вместе с христианством на Русь пришла письмен- ность. Православие плотно пустило корни в сознание народа, его влияние без труда можно обнаружить во многих народных песнях, сказках, легендах. Право- славие – это Пушкин, Гоголь, Достоевский , Бунин, это наш язык в самой совершенной форме его проявле- ния. Без него невозможна национальная самоиденти- фикация, это душа народа. Нет необходимости доказывать и тот факт, что Православие в своё время сыграло решающую роль в становлении русской государственности. На про- тяжении нескольких столетий именно оно являлось началом, цементирующим восточнославянскую общ- ность, позже – целую империю. Власть российских самодержцев была освяще- на церковью, и это накладывало на них особую от- ветственность, укрепляло связь с народом. Даже во времена воинствующего атеизма, в годы Великой Отечественной войны, советское государство призна- ло-таки значение Церкви и резко изменило к ней своё отношение. Думаю, Православие не сказало своего последне- го слова – в возрождении былого величия страны ему ещё предстоит сыграть важную роль. Оно уже играет её, помогая людям осознать истинные ценности жиз- ни. Нынешний нравственный и идеологический кри- зис России – это прежде всего кризис наших душ. Справиться с ним посредством политических и эко- номических преобразований не получится – опыт последних десятилетий доказал это. Рост неуверен- ности в завтрашнем дне, бедности и озлобленности, распространение индивидуализма, потребительской и гедонистической психологии, утрата моральных ориентиров стали печальными реалиями наших дней. Церковь же ищет особые слова, помогающие челове- ку противостоять вызовам современности, даёт ему возможность уйти от грубой, несправедливой дей- ствительности в мир духовных переживаний, молит- венных состояний, обрести опору и мудрость в Боге и в то же время ведёт диалог с миром. В новом веке с небывалой остротой встают во- просы: куда движется человек, где его духовные и социальные ценности, что он делает для спасения жизни на земле, для спасения своей души? Помощь в обретении ответа на эти непростые вопросы может оказать и оказывает благодатный тысячелетний опыт Православия. сколько то, что делает, озвучивает сегодня Право- славная Церковь, соответствует учению и жизни Хри- ста? Как объяснить тот факт, что иерарх церкви, про- поведующий нестяжательство, носящий на себе об- раз Сына человеческого, которому негде было голо- ву преклонить, имеет дорогие часы? Не есть ли это соблазнение паствы, «малых сих», воспринимающих подобные факты как некий пример «христианского» поведения? А может, это проповедь нового, приспосо- бленного к реалиям нашей жизни бога? «Перестань- те накапливать себе сокровища на земле, где моль и ржавчина поедают и где воры проникают и крадут. А накапливайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржавчина не поедают и где воры не проникают и не крадут. Ведь где сокровище ваше, там будет и серд- це ваше». Похоже, что сердце некоторых служителей культа – в бардачке «Мерседеса». «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», – от- ветствует Спаситель на каверзный вопрос фарисеев о податях римлянам. И навсегда разграничивает зем- ное и Небесное царства. Ибо нельзя «служить двум господам». А если всё-таки попробовать? На мой взгляд, Православная церковь с конца 1980-х выступает в роли идеологического аппарата государства. Последнее напрямую заинтересовано в этом, ибо любой закон, любая инициатива правитель- ства поддерживаются официальной РПЦ. Митрополит Филипп уподобился Христу, принял мученический венец, обличая злодейства опричников Ивана Грозного. Нынешние функционеры церкви, по- рой заигрывая с толстосумами во власти и закрывая глаза на причины объёмности их «сумок», принима- ют вознаграждение в виде освобождения от уплаты налогов на землю, имущество, доходы с продажи культовых товаров. Должно быть, это очень бедная организация, нуждающаяся в подобном послабле- нии? Помимо этого, государство регулярно выделяет значительные суммы на нужды РПЦ. Особенного кон- троля за движением этих средств из-за закрытости организации нет. По этой же причине заводятся в ней разного рода неключимости, о которых и подумать, не то чтобы сказать, стыдно. Причём тех, кто осмеливается за это критиковать Церковь, опьянённые собственной «праведностью» «ревнители веры» называют преда- телями, иностранными шпионами, иудами. Поистине, целомудрие их не знает границ! «Пейте святую воду почаще и молитесь Богу. А раз уж умирать пришлось – умирайте!» – советует один из православных пасты- рей женщинам. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими», – говорит Христос в Нагорной про- поведи, обращая внимающих Ему к вере. А вот один из идеологов Православной Церкви заявляет, что «обществу необходимы страдания», светская иде- ология обречена на провал, а ухудшение качества жизни граждан неизбежно приведёт их к религии. По- истине, блажен, кто верует!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz