Молодежный вестник. 2019 г.

Молодежный вестник. 2019 г.

№ 3 (6370) / 2019 МВ #липецкийтеатркукол#актёр#режиссёр#поддеревом#пластикарук#соловейироза#спектакль закулисье Олеся ТИМОХИНА Иван КАРПОВ: «Театр кукол – особый тип мышления» В Год театра продолжаем зна- комить читателей «МВ» со зна- ковыми персонами театральной жизни региона. В этом номере молодой актёр и режиссёр Иван Карпов проведёт нас за кулисы Липецкого театра кукол. – Иван, не обидно быть за спиной у куклы, которой достаётся слава? – Во-первых, надо сказать, что артист театра кукол – это не всегда только кукла перед артистом, а ар- тист – за ней или ширмой. Это ещё и «живой план», и взаимодействие «актёр – кукла – диалог», и мно- жество других вариантов. Скажем, куклой может быть и рука кукольника. Студенты в театральных заведениях осваивают целый раздел, который на- зывается «Пластика рук», только по- том берутся за разные системы кукол. Во-вторых, конечно, не обидно, по- скольку кукла сродни музыкальному инструменту. И как любой инструмент, требует каждодневных упражнений. – Театр кукол может быть инте- ресен взрослым зрителям? – Безусловно! Совершенно не- правильно полагать, что театр кукол – детский театр. Это прежде всего особый тип мышления, мировосприя- тия. Куклой может быть ветка дерева, стул, ткань и прочее. Таким образом, театр кукол – магия одушевления ма- терии, скажем так. Зачастую кукле подвластны такие пластические возможности, которые невозможны человеку. И в современ- ной опере, и во многих драматиче- Фото: vk.com ских спектаклях режиссёры исполь- зуют кукол, поскольку время диктует поиски новых форм, образов, симво- лического языка. КТО ТАКОЙ ХУДОЖНИК? – Ты сторонник экспериментов в театре? – Да, если они оправданы. Зача- стую сам материал подсказывает и систему кукол, и сценографию, в нём же можно «расслышать» музыку, ко- торая должна звучать в спектакле. Если материал требует карди- нальных решений и без них мысль не донести, то необходимо идти на экс- перименты. Хотя ни один не «выстре- лит» без русской театральной класси- ческой школы, без театра сопережи- вания, без законов драматургии. – Где себя чувствуешь комфорт- нее – на сцене или в режиссёрском кресле? – Основная работа во время по- становки – совместный поиск. Конеч- но, бывают разные режиссёры: кто-то застраивает мизансцены и этим огра- ничивается, кто-то отдаёт поиск об- разов, жестов, работу с куклой на от- куп артисту. Мне ближе вскрыть тему через конкретного артиста, его пси- хофизику, переживания. Скрупулёз- ный совместный поиск. Не я ставлю спектакль, а мы вместе – художник, артисты, композитор – ищем те экви- валенты, которые смогли бы в полной мере отразить тему, вскрыть кон- фликт. Говорю сложными словами, но суть подхода такова. Зато ручаюсь, что, скажем, в спектакле «Соловей и Роза» нет ни одного человека, кото- рый бы работал с «холодным носом». – «Соловей и Роза» – громкая пре- мьера года. Откуда соблазн самому сыграть в своей же постановке? – Дело не в соблазне даже, а в том, что мне близка тема Уайльда: кто такой Художник, каково его пред- назначение? Прекрасно то, что мой дублёр, великолепный артист Вла- димир Никулин старше меня на 10 лет. А это другой жизненный опыт, другие взгляды, соответственно, и роль – иная. Это два совершенно разных спектакля. Тема, идея, струк- тура, сценография – всё остаётся, но с иной позиции. КАК ВО СНЕ – Как шесть лет назад появилась творческая лаборатория Театр «Под деревом»? – Это проект единомышленников, который родился сам собой, когда я «заразил» коллег постановкой спек- такля «Сны Танаиса» по поэтам «за- озёрной школы». А дальше корабль поплыл: Обнинск, Воронеж, Москва, Таганрог, Ростов-на-Дону, Вязьма. Постепенно лаборатория обретала новые формы. Сегодня она занима- ется этюдными поисками на занятиях по актёрскому мастерству в научной библиотеке. Мы работаем над пьесой «Очень простая история» Ладо. Год назад Театр «Под деревом» работал над поэтическими материалами поэ- тов XX века в липецком Доме музыки. По сути, «Соловей и Роза» – в духе идей «Под деревом»: относиться к театру честно и творить по большой любви к теме, автору, зрителю. К тому же актриса театра кукол Екатерина Рязанцева – она же и участник лабо- ратории, и исполнитель роли Двойни- ка в спектакле «Соловей и Роза». – Чем избалованную и пресы- щенную публику можно заманить в театр? – Любовью к театру, которая вы- ражается в творчестве. Зритель это хорошо чувствует. Мне думается, нельзя пресытиться честностью, ис- кренностью. Такой планке стараемся соответствовать. 16 февраля в 18.00 в Липецком театре кукол состоится показ спектакля «Соловей и Роза» (О. Уайльд) в постановке Ивана Карпова (12+). 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz