Молодежный вестник. 2017 г.
№ 25 (6340) / 2017 МВ 11 #уйтивсебя#инклюзия#особенныедети#комплексныйподход#учитьсяиграя#поддержка важный вопрос Пресловутые инклюзивные фор- мы работы для большинства образо- вательных организаций существуют пока лишь в теории. А время идёт. Дети растут – им необходимы новые знания и навыки общения. – На данный момент, – комменти- рует Александра, – путь ребёнка-аути- ста в возрасте 4-5 лет выглядит при- близительно так: коррекционный дет- ский сад (и то при условии выделения места) или же полная домашняя изо- ляция – до семилетнего возраста. Да- лее – коррекционная школа или – как в нашем случае – Центр дистанцион- ного образования. Однако с 5 класса в ЦДО все дети полностью переходят на «дистанционку», что для аутиста означает всю ту же изолированность от сверстников. Получается замкну- тый круг, который с помощью наших органов власти удалось разорвать. ДЕЛЕНИЮ – НЕТ С ноября в городском департа- менте образования заработал кон- сультационный пункт для родителей, воспитывающих детей с ограничен- ными возможностями здоровья. И это только начало. Поистине новогодний подарок уже отчаявшиеся мамы и папы получили, узнав об открытии в липецких школах ресурсных классов для детей-аутистов. Планируется, что первой «аутят» в сентябре буду- щего года примет строящаяся школа в микрорайоне «Елецкий». – Наши дети смогут изучать ос- новные предметы с учителем и тью- тором, закреплённым за каждым ребёнком, – объясняет Саша. – По- степенно аутиста смогут допустить на общие занятия со всем классом. Обучение в начальной школе рас- считано на 4-6 лет – в зависимости от уровня дошкольного образования. К пятому классу предполагается пол- ная инклюзия ученика с РАС. Если подобная система образо- вания для наших мальчишек и дев- Кстати – Если нет возможности воспитывать ребёнка среди сверстников, можно привести его в детский городок, где об- щение как таковое сводится к минимуму, а у вашего малыша есть возможность поиграть с другими детьми. В случае с Гер- маном это получается. Он и карусель может с ребятишками покрутить, и помочь младшим детям обуться. С вербальным общением, к сожалению, всё гораздо сложнее. Обращайтесь к ребёнку, используя простые фразы. Посте- пенно, при правильном воспитании, атипичный аутист сам за- хочет пойти на контакт. Так произошло и в случае с Германом. «Мама, дядя», – сегодня говорит он, указывая рукой на очередную «жертву», с которой хочет поздороваться. Разго- вор может затянуться, если Гера попытается узнать имя. Любые моменты «неадеквата» лучше записывать в те- традь: это позволит контролировать поведение вашего аути- ста, – делится Александра. В тему – Если ваш «аутёнок» плохо ведёт себя в общественном ме- сте, кричит и проявляет агрессию, необходимо выработать систему требований, – объясняет Алек- сандра. – Прежде всего нужно по- нять, что является причиной тако- го поведения. У каждого ребёнка они индиви- дуальны. Возьмём один из самых распро- странённых «болезненных» слу- чаев: стрижку ногтей. Со стороны это напоминает домашнюю экзе- куцию: мама держит, папа стрижёт, малыш орёт. Вроде все при деле. Чтобы избежать (или хотя бы пре- дотвратить) скандал местного зна- чения, нужно постепенно приучать сына или дочку к ножницам. Сначала достаточно просто показать картинку с их изображе- нием – причём на определённом расстоянии от ребёнка. Когда он привыкнет к визуальному образу, можно продемонстрировать и сам предмет. Картинку положить по- ближе, а ножницы, наоборот, по- дальше. Спустя некоторое время (от 2-3 дней до нескольких недель) он захочет к ним прикоснуться и, только «подружившись» с пред- метом, согласится на стрижку. Это один из методов приклад- ного поведенческого анализа – единственной актуальной формы работы с аутистами. Кстати, подобные манипуля- ции можно использовать с любым предметом. чонок со временем заработает и в дошкольных учреждениях, сотни мам и пап убедятся в мысли, что ау- тизм действительно не приговор. ШАГ, ЕЩЁ ОДИН Наладить контакты со спортив- ными школами, домами детского творчества – вот чем планируют заняться воспрявшие духом роди- тели. Ещё одна идея – задружить с сетью супермаркетов: так у малень- ких аутистов появится возможность научиться элементарным навыкам культуры поведения в магазине и самостоятельного обслуживания. Чего, кажется, только не предпримут мамы и папы ради счастья ребёнка: сто, двести, тысячу попыток, чтобы добиться результата. Но родительские силы тоже не- беспредельны. Нужно уметь делать шаги навстречу не только детям, но и взрослым. Чтобы помочь им вы- РАСтить целый – особенный мир, заключённый в каждом ребёнке. МАМЫ – ЗА СЧАСТЛИВОЕ БУДУЩЕЕ ДЕТЕЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz