Молодежный вестник. 2017 г.
№ 22 (6337) / 2017 МВ Некоторые историки склонны считать фразу известной песни ментальным кодом нации. С ейчас модно говорить о цикличности русской истории, проводить параллели между 1917 и 2017 годом. Не берёмся судить, насколько точны дан- ные аналогии. В любом случае жители областного центра с полным правом могут сказать: колыбель революции временно переместилась в город на реке Воронеж! Не подумайте ничего плохого, просто в Липецком об- ластном краеведческом музее с 5 октября работает вы- ставка советского политического плаката. Тематика экс- позиции самая что ни на есть революционная! МЫ НА ГОРЕ ВСЕМ БУРЖУЯМ МИРОВОЙ ПОЖАР РАЗДУЕМ В фондах музея хранится более тысячи плакатов первых лет советской власти, периода Великой Отече- ственной войны, мирных послевоенных лет. Часть из них как раз и стала достоянием культурной общественности Липецка. На выставке представлены два тематических набора плакатов: «В.И. Ленин. Страницы биографии» и «Совет- ский политический плакат. 1917-1967». Истрёпанные ветром, дождём и снегом, выцветшие под воздействием солнечных лучей, немногие агитки легендарных времён «дожили» до наших дней. В 60-е годы XX века была осуществлена работа по их возрож- дению: ведущие типографии страны приступили к пере- печатке тех знаменитых плакатов. Работы получились Евгений КОЗЛОВ Константин КОЗЛОВ 32 #липецкийобластнойкраеведческиймузей#выставкасоветскогополитическогоплаката ракурс Есть у революции начало, нет у революции конца абсолютно идентичными, передающими не только осо- бенности стиля того или иного художника, но и дух сво- его времени. КТО ТАКОЕ ЛЕНИН? ОН – ВЫ Открывает экспозицию Ильич, указующий пролетари- ату путь к мировому господству. Вытянутая рука Ленина направлена в сторону, противоположную выставке. И это глубоко символично: не стоит повторять ошибок про- шлого. А посмотреть можно! Первый набор состоит из двенадцати листов с из- вестными портретами вождя мирового пролетариата, а также копий плакатов первых лет советской власти. На протяжении более чем полувека многочисленные идеологи и последователи Ленинианы (совокупность произведений искусства, посвящённых В.И. Ленину) стремились донести до потомков образ вождя. Для это- го они ввели жёсткие каноны изображения и описания главного организатора и руководителя революции 1917 года, создали и утвердили множество штампов, раз и на- всегда регламентировали основные сюжетные линии, в которых вообще мог фигурировать лучший друг детей и гроза мировой буржуазии. Однако достигнутый ими эф- фект оказался ровно противоположным поставленной цели. Лишённый творческого развития и возможности интерпретации, образ Ленина оказался страшно далё- ким от оригинала, мёртвым и скучным. ЖИЛ-БЫЛ ВОЖДЬ Но так было не всегда. На представленных плакатах Ильич, ещё не забронзовевший, «свежий», только что «с броневичка», близкий к народу, вольно им трактуемый. Вот создатель Российской социал-де- мократической рабочей партии больше- виков, выполненный в народном стиле. Интересная деталь: в охваченной рево- люцией стране нехватка бумаги, так что лубок отпечатан на обратной стороне старой карты Северного Ледовитого оке- ана. А вот Владимир Ильич, «снятый» ху- дожником с фотографии А. Левицкого «Ленин В.И. в своём кабинете в Кремле беседует с американским экономистом Христенсеном». Прищуренный, с хитрин- кой взгляд, проницательная блуждающая улыбка, морщинки в уголках глаз – сви- детельницы сангвинического темпера- мента – всё это делает крупного теоре- тика марксизма похожим на плутоватого мужика-хитрована из русской сказки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz