Молодежный вестник. 2016 г.
№ 22 (6311) / 2016 29 СЕМЬ НОТ здесь проводится открытый смотр- конкурс джазовых исполнителей среди колледжей. Так вот, отсюда липчане в свой последний визит привезли два первых места. На всероссийских Дельфийских играх в 2015 году ребята были вторыми с джазовой пьесой Чика Кориа, «Вальсом для Оксаны» Игоря Бутмана и известной военной песней (её исполнение к 70-летию Победы стало обязательным усло- вием конкурса) «От героев былых времен» в джазовой обработке. Новое прочтение пьесы в стиле фанк настолько понравилось жюри, что было включено в программу га- ла-концерта игр. О РЕПЕРТУАРЕ Безусловно, не в последнюю оче- редь успех джазового коллектива за- висит и от выбора репертуара. – Это долгий и непростой про- цесс, – говорит Дмитрий Николаевич Кокшин, – сначала появляется идея жанра, за ней следует подбор соот- ветствующего произведения, а потом думаешь: сможет ли студенческий оркестр выбранные произведения сыграть? Ответы на эти вопросы дол- го вынашиваешь в себе, обдумыва- ешь. А потом всё это, как пазл, складывается в определённый ри- сунок. Малыми составами, ансамблями, в учебных классах ребята в течение года разучивают пьесы, в сложных случаях упрощают партии, репетируют, бьют- ся, что называется, до победного конца, а потом вставляют в концерт. Играем всё: от классических джазо- вых произведений, от американского свинга 30-годов, до Юрия Антонова, Валерия Сюткина и Леонида Агутина в современных эстрадных аранжи- ровках. Другими словами, наше поле деятельности – всё, что касается оте- чественной и зарубежной эстрадной, джазовой музыки. НАИТИЕ ИЛИ УМЕНИЕ? Говоря о последней, нельзя не упомянуть и об импровизации – основном умении, которым дол- жен обладать джазовый музыкант. Кстати, в учебной программе сту- дентов-эстрадников есть такой предмет – джазовая импровизация. Научить этому весьма сложно. Молодое креативное эстрадное отделение Липецкого колледжа ис- кусств использует в обучении опыт передовых американских джазовых школ, в частности школы Беркли. Хоть и говорят, что импровизация – это спонтанное сочинительство, возникает она не на пустом месте. Для начала следует хорошо изучить гармонию выбранной для исполне- ния пьесы, а уже потом накладывать на неё какие-то музыкальные фра- зы. Опять-таки в языке импровизации есть свои законы, ходы, элементы, которые тоже необходимо знать и уметь с ними об- ращаться. Именно их индивидуальная комбинация в испол- нении музыканта и даёт тот неповторимый результат. В ПОРЫВЕ ВДОХНОВЕНИЯ С опытом приходит умение ви- доизменять некоторые стандарты, придумывать что-то своё. – Бывает, под воздействием эмо- ций ты отрываешься в свободном по- лёте, как будто бы некая сила управ- ляет твоими пальцами и дыханием. Потом удивляешься: я ли такое смог сыграть, – откровенничает ведущий саксофонист биг-бенда Дмитрий Кокшин. – И всё же. Чтобы импрови- зация получилась красивой, несла в себе определённую драматургию, её следует тщательно готовить. Более того, умение это выручает музыканта в различных нестандарт- ных ситуациях. – Один из моих учеников, – про- должает Дмитрий Николаевич,– пря- мо на сцене забыл тему музыкального произведения, хотя в учебном классе играл всё на отлично. Посвящённый Дню учителя концерт. Выходит парень из-за кулис с саксофоном. Не пойму, что с ним такое случилось – играет какие-то неизвестные мне вариации. В зале, правда, ничего не заметили, в конце выступления даже аплодиро- вали. Мы вообще-то и зрителей ино- гда вовлекаем в импровизационный процесс. Calypso bob – так называется одно из произведений в нашем репер- туаре. В его исполнении используется много разных погремушек. Зрителей мы просим, чтобы они нам помогли. Приглашаем на сцену и раздаём ин- струменты – одним словом, создаём атмосферу праздника. Эстрадный ор- кестр – это всегда праздник. ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЁЗДАМ Наверное, поэтому в Липецкий областной колледж искусств по- стоянно звонят музеи, библиотеки, обладминистрация, другие учрежде- ния и просят ребят выступить, при- чём абсолютно бесплатно. Отказать они не могут: у них такая профессия – создавать настроение. На ежегод- ном фестивале «Джазовая провин- ция» в Липецке мобильная группа биг-бенда колледжа обычно играет в фойе, предваряя выступление ми- ровых лидеров этой замечательной музыки. В этом году чернозёмную глубинку посетит выдающийся джа- зовый саксофонист современности Эрик Александер. До этого в городе лип побывали и Бил Эванс, и Эрик Мариенталь – также джазовые звёз- ды мировой величины. Кто знает, быть может, в этой плеяде скоро по- явятся и липецкие имена.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz