Молодежный вестник. 2016 г.

Молодежный вестник. 2016 г.

№ 1 (6290) / 2016 Удивительно слушать, как Анаста- сия раскладывает по полочкам техни- ческие термины, рассказывает о по- езде и его устройстве не хуже маши- ниста или механика. С детства Настя обожала математику. Проучившись некоторое время на физмате и попро- бовав свои силы в конструкторском бюро, она решила перевестись на ме- ханико-технологический факультет, где любимые формулы и теории мож- но превращать в осязаемые вещи. Кстати, представленный на «Фести- вале науки» доклад талантливой сту- дентки ляжет в основу её дипломной работы. НА КОНЧИКЕ КАРАНДАША Обожает царицу всех наук и другая участница научного фестиваля – один- надцатиклассница липецкого лицея № 44 Света Иванова. И обращается с «её величеством»… играючи, следуя по стопам американского математика- любителя и автора книг и статей по занимательной математике Мартина Гарднера. Один его фокус с картонным кру- гом и сковородкой послужил толчком для математических экспериментов школьницы. Хотя началось всё гораз- до прозаичнее – с ремонта дома. – Мы с родителями хотели сделать двухуровневый потолок, в центре которого была бы геометрическая фигура эллипс. Но начертить его ров- но очень сложно. Узнай я об опыте Гарднера чуть раньше, обязательно использовала бы этот приём построе- ния, – сетует Света. Но теперь, если в будущем опять захочется подобной красоты над го- ловой, она уже знает, как действовать. Конечно, сковородкой вертеть на по- толке школьница не будет. С помо- щью этой кухонной утвари Гарднер показал, как начертить такую непро- стую фигуру. Но верилось в теорию с трудом, и, когда Света попробовала повторить известный опыт, вышло до- вольно криво. Тогда девушка решила усовершенствовать задумку. В отличие от учёного школьница показывает фокус с двумя зубчатыми окружностями разных диаметров из фанеры и остро заточенным каранда- шом. Демонстрационную модель Све- та приносила в лицей и предлагала одноклассникам попробовать себя в роли фокусника. – В то, что выйдет ровнёхонький эллипс, не верил никто, пока сам не вставлял кончик карандаша в отвер- стие и не начинал двигать по бума- ге. Исследование принесло радость открытия не только мне, но и моим друзьям, даже далёким от математи- ки. Эта наука безумно интересная, и в ней предстоит совершить ещё множество открытий. А сколько пользы в обыч- ной жизни могут прине- сти любопытные знания! Однажды Свете захоте- лось выяснить, насколько сбалансированно пита- ние в школьной столо- вой, хватает ли углево- дов и прочих полезных элементов для здорового развития. Вооружившись математическими форму- лами, старшеклассница выяснила – всё в норме. – Я – куратор лицей- ского научного общества. В учёные не стремлюсь, занимательная математи- ка останется для меня ув- лекательным хобби и по- сле окончания лицея. Но буду рада, если кто-ни- будь из ребят достигнет высоких вершин в науке. КРАН НА ЗАМОК О чудесном восхожде- нии мечтают самые ма- ленькие участники «Фе- стиваля науки» – Маша Потапова, Стас Гриднев и Алина Летуновская. Они учатся в пятом классе липецкой шко- лы № 29, но их совместное изобрете- ние пригодится и в сфере жилищно- коммунального хозяйства, и дома, и на даче. Ребята придумали замок для шаро- вого муфтового крана. Он должен убе- речь пускорегулировочную аппарату- ру (а именно так правильно называ- ется кран) от несанкционированного доступа, например, на общедомовом оборудовании в многоквартирных домах. Также защитное устройство не позволит произойти утечке газа или воды. – Существует специальный футляр, который должен решать все эти про- блемы, – рассказывает Стас, – но у него узкие рамки использования. На шаровый муфтовый кран его не уста- новишь. Мы с коллегами предпола- гаем, что конструкция нашего замка обеспечит необходимую защиту. Они и правда все коллеги: и сами юные изобретатели, и преподаватели, под чьим руководством ребята зани- маются в центре молодёжного инно- вационного творчества «Новатор». О своих идеях школьники рассказывают с такой увлечённостью, что диву да- ёшься. Как говорится, мал, да удал. ОСНОВЫ ОСНОВ А вот как зажечь подобный огонь в других ребятах – главный вопрос, 7 ПЕРСПЕКТИВА над которым ломают головы взрос- лые учёные мужи. Представители экспертного жюри – проректор по научной работе ЛГТУ Игорь Володин и руководитель кафедры методики преподавания и технического творче- ства ЛГПУ Вячеслав Тигров – отмечают положительные моменты в развитии этого течения в Липецкой области. Всё больше проводится конкурсов и фестивалей для юных Кулибиных, на которых ребята презентуют свои идеи, общаются друг с другом и состо- явшимися учёными. Многие выходят даже на всероссийский, а то и миро- вой уровень. – Но всё начинается с малого, – де- лятся размышлениями собеседники. – В Советском Союзе чуть ли не все мальчишки состояли в кружках тех- нического творчества. Таких объеди- нений должно быть больше. В школы надо вернуть уроки черчения, а физи- ку – в список обязательных для сдачи экзаменов предметов. Ведь это осно- ва основ. Всё, что нас окружает, привезено не с Марса. Это создано человеком, кото- рый так же, как и участники нынеш- него фестиваля науки, делал первые робкие шаги, пробовал и ошибался. Но хотел изменить мир, сделать его проще и удобнее. И в своих желаниях он был не одинок. Ведь, как сказал од- нажды французский учёный Клод Бер- нар, «искусство – это «я», а наука – это «мы».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz