Молодежный вестник. 2016 г.
№ 17 (6306) / 2016 Техника офорта сама по себе крайне необычна – это разновидность гравюры, которая делается на металле. Работа чем-то напоминает графику или карандашный рисунок, но обладает большей глубиной и пространством. Эта техника известна с XVI века, в ней работали Рембрандт и Альбрехт Дюрер. Отрадно отметить, что и по сей день офорт вызывает интерес у современных художников. К их числу принадлежит и липецкий мастер Анатолий Леонидович Жданов. 29 ВЕРНИСАЖ Натюрморт с лампой (офорт). 1986 год Р одился будущий художник 28 августа 1941 года на станции Казинка Грязинского района в много- детной семье, где было шесть детей. Отец – Леонид Владимирович – до войны работал учителем, пропал без вести в 1942 году. Мать – Дарья Ерофеевна – из кре- стьянской семьи. После известий о муже перебралась с детьми в посёлок Тракторостроителей (ныне черта города Липецка) и всю жизнь проработала на местном заводе. Большое влияние на становление будущего художни- ка оказал дедушка по отцовской линии, священник из Замартынья (Добровский район). Иконы завладели вни- манием маленького мальчика и запали в сердце навсег- да. По признанию самого Анатолия Жданова, он рано начал читать, поэтому проводил за этим делом много времени. Ему довелось учиться в школах № 25 и № 10. Одновременно с учёбой посещал изокружок: гипсовые слепки, чучела птиц и животных, муляжи фруктов за- ворожили ребёнка военной поры. По окончании семи классов Анатолий знал, чем будет заниматься. Он подал документы в Елецкое художественное училище, но про- валился. После окончания 10 классов Анатолий Жданов про- бует свои силы при поступлении в Московское област- ное художественное училище памяти 1905 года. В пере- рывах между попытками подрабатывает слесарем на тракторном заводе. Абитуриент сокрушается: каждый раз для успешной сдачи вступительных экзаменов ему не хватает то одного, то половины балла. С третьей по- пытки Жданова зачисляют в училище на вновь открыв- шуюся специальность художника-оформителя. По распределению Анатолия Жданова направили в Липецк на работу в Горпищеторг. Но сердце тянуло в Москву. Нет, не к шумной столичной жизни, а в строгие залы музеев для работы с иконами. К сожалению, устро- иться ему удалось только бетонщиком на Московский завод железобетонных изделий № 6. Из-за отсутствия прописки вынужден был вновь возвратиться в Липецк. Полтора года трудился заведующим декоративным це- хом в областном драмтеатре. Затем несколько лет работал в ЖКО «Промстрой» в качестве слесаря. Здесь предоставляли помещение под мастерскую, поэтому свободное время можно было по- свящать искусству. Вскоре на новой должности познако- мился с Верой Зубковой, которая работала секретарём комсомольской организации треста. В 1969 году моло- дые люди поженились. В 1970 году Анатолий Жданов в очередной раз сменил место работы, трудоустроился в Липецкие художествен- Максим ПАВЛОВ, ведущий археограф Государственного архива новейшей истории Липецкой области Под обаянием искусства но-производственные мастерские (с 1995 года «Дом ху- дожника»). Впервые за несколько лет после окончания училища почувствовал себя в своём кругу. Анатолий Леонидович оказался не только талантливым, но и востре- бованным художником. В 1976 году его приняли в Союз художников России, что открыло путь на региональные, республиканские, всесоюзные и зарубежные выставки. В начале 1990-х годов Анатолий Жданов вместе со своими друзьями Владимиром Вяльцевым и Николаем Угловым создали общую мастерскую. В 1998 году он вышел на пенсию, но искусство, как известно, не знает, что такое покой. После отставки мастер продолжает за- ниматься творчеством. В 2002 году его избирают пред- седателем ревизионной комиссии Липецкой областной организации Союза художников России. С высоты прожитых лет мэтр рассуждает, почему он посвятил свою жизнь именно Липецкому краю: «Когда в 1965 году после учёбы я вернулся в Липецк, город имел совсем другой колорит, чем теперь. Он был меньше. В центре старые особнячки ещё навевали настроение провинциального покоя. Я видел живописные уголки, которые сами просились на холст». Анатолий Жданов признаёт: сейчас город изменился до неузнаваемости, но в его памяти он остался всё таким же простоватым и на- вевающим благость тихим местечком. К искусству мастера можно прикоснуться в Липецком и Елецком краеведческих музеях, областной картинной галерее, Шушенской картинной галерее, Дирекции вы- ставок России, его работы хранятся в частных собрани- ях Германии, Дании, Италии, Югославии.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz