Молодежный вестник. 2016 г.
№ 11 (6300) / 2016 кубков и наград, его воспитанники достойно могут выступать на одном уровне с профессиональными арти- стами. Многие уезжают в столи- цу учиться в Государственном училище циркового и эстрад- ного искусства. Алине Сури- ковой и Евгению Баранову, например, довелось рабо- тать в Росгосцирке в Мо- скве. Их чувственное танго с жонглированием булавами вызывает бурю оваций. Од- нако сейчас ребята ожидают контракт. – Цирк XXI века яркий и теа- трализированный. Можно, конечно, и нам найти выход: зарабатывать на долгосрочных спектаклях, ставить их на больших площадках, – рассуждает тренер, – и ведь идей у нас много, и физических возможностей, но снача- ла этим задумкам нужны возможности финансовые. Мы ставили «Алису в За- кулисье», а костюмы нам напрокат да- вали в Липецком театре драмы имени Толстого. Ну это же абсурд. Круг зам- кнулся… Сейчас «трюкачи» работают над спектаклем «Неуловимые мстители». Там с костюмами дела обстоят проще. И мечтают поставить «Бременских му- зыкантов», но…Опять «но». СТРАНА ЧУДЕС Тем не менее артисты стараются не унывать. Ведь стоит только сделать первый шаг на сцене, как мир стано- вится иным: он сверкает в свете со- фитов, вокруг летают булавы и мячи, переливаются обручи и масса других снарядов, подчиняющихся беспре- кословно юным циркачам. Фокусники прямо перед носом зрителя вытворя- ют необъяснимые чудеса, и овации, овации не смолкают долго-долго. Смотришь, такая лёгкость и есте- ственность в движениях, но за каж- дым стоят часы тяжелейшего труда, не обходится и без травм. Однако те традиции, что годами закладывались в коллективе, и, конечно, сам тренер, пусть и строгий, но болеющий душой за каждого воспитанника, оставляют «Трюкач» сплочённым и дружным. Даже на каникулах ребята не рас- стаются: ходят в кино и походы. До- брой традицией стал летний лагерь, который они разбивают в живопис- ном местечке на Воргольских скалах в Елецком районе, где не только отдыха- ют, но и тренируются. – У многих именно там начинаются их звёздные пути, – с улыбкой говорит Александр Николаевич, – кто-то на- учился делать стойку на руках, кто-то – жонглировать. Главное, потом не свер- нуть со своего звёздного пути. 31 лет. Но и малышам есть чем заняться до достижения этого возраста, например акробатикой. Владение приёмами акробатики необходимо каждо- му артисту цирка: и клоуну, и гимнасту, и жонглёру. Занятия дают отличное развитие всех мышц, вырабатывают фи- зическую силу и ловкость, выносливость и моторные способности, пластическую выразительность и коорди- нацию движений. КРУЧЕ ТАНЦЕВ – Не все выдерживают занятия, – рассказывает Александр Никола- евич, – в сентябре, например, ребят было около ста человек. Остаются са- мые смелые и те, кто «горит» цирковым искусством. Через три года мальчишки и девчонки уже «пускают корни» в кол- лективе. За их плечами к тому времени имеются и высокие награды, и мастер- ство. Мне, как тренеру, конечно, хоте- лось бы, чтобы их увлечение перерос- ло в профессию. В числе таких ребят, например, Максим Веретенников из школы № 10. Юный артист оригинального жанра мечтает работать в цирке. В «Трюкач» он пришёл в 8 лет. – Типичная история, – рассказывает мальчишка. – Гуляли с друзьями, и одна девочка рассказала про этот коллек- тив. Она в нём занималась. А я очень любил танцевать и как раз думал, куда пойти. С первого же занятия понял, что цирк круче танцев. Сегодня Максим поражает пласти- кой и грациозностью, с которой он крутит более 30 обручей. У него есть номер, где он выступает в образе араб- ского танцора. А вот ученица школы № 38 Катя Меркулова, которая ассистирует но- мер Макса, подкидывая ему обручи, нашла себя в эквилибристике. Этот цирковой жанр демонстрирует искус- ство сохранения равновесия при не- устойчивом положении тела на земле или различных снарядах. Оно берёт своё начало в странах древней Азии, когда сборщики фрук- тов, чтобы добраться до макушек пло- довых деревьев, балансировали на бамбуковых шестах. А первыми канато- ходцами были китайские ремесленни- ки, испытывавшие на себе прочность сплетённых ими канатов. Катя надеет- ся, что овладеет мастерством не хуже его основателей, хотя это и сложно. Но особенно непросто в первый год было Алёне Голубевой из Липецкого техникума общественного питания. Сейчас девушке 19 лет и она может и жонглировать, и ловко управлять цир- ковым диаболо. Но два года назад, ког- да Алёна увидела в техникуме во время концерта ко Дню учителя, как одна из студенток крутит обручи, думала, что все цирковые штучки из разряда свер- хъестественного. Кстати, студентов из этого учебного заведения в «Трюкаче» немало. Александр Николаевич даже шутит, что скоро все повара у него бу- дут заниматься. КРУГ ЗАМКНУЛСЯ Но даже в таком захватывающем действе есть пресловутое «но», кото- рое остаётся за кулисами концертных площадок. Впрочем, этих площадок не так много, как хотелось бы тренеру и артистам. – В годы, когда я сам занимался в «Трюкаче», мы часто ездили за грани- цу. Сейчас нет денег даже на костюмы и реквизит, – сетует Александр Нико- лаевич. – Кому нужен цирк? Только им самим, мальчишкам и девчонкам с го- рящими глазами, которые одеваются, тренируются и выступают за счёт роди- телей. Отношение, конечно, к цирко- вому искусству совсем не то, которое хотелось бы… О трудностях коллектива тренер говорит с болью. Судя по количеству МИР УВЛЕЧЕНИЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz