Молодежный вестник. 2016 г.
№ 11 (6300) / 2016 10 РАКУРС Эксперимент с решением тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку продол- жается. На очереди – орфография. Вариативность в написании слов в нашем языке также присутствует, но на экзаменах подобных примеров замечено не было. Тут, слава Богу, всё просто: определяешь частеречную принадлежность слова, морфему (приставка, ко- рень, суффикс, окончание), в которой пропущена буква, и применяешь соот- ветствующее правило. Их, как известно, без исключений не бывает. «Стеклян- ный, оловянный, деревянный», «уж замуж невтерпёж», «брить, стелить» – эти и многие другие примеры хорошо известны из курса средней школы. Из года в год их повторяли, заучивали, выполняли с ними специальные упражнения. А вот как насчёт «зиждиться», «зыбиться», «невиданный», «обещанный» и многих других слов, которые так любят хитроумные авторы КИМов? «Изучаются» эти исключения только в одиннадцатом классе, да и то не во всех учебниках они представлены. В недельном расписании выпускника занятия по русскому языку в школе составляют один академический час, другими словами, о серьёзном препо- давании этой учебной дисциплины речь не идёт, а значит, и соответствующих навыков у большинства ребят нет. Выработки этих навыков современный учебный план не предусматривает. Так почему же подобные примеры то и дело появляются на экзаменах? Какие умения они проверяют? Какие при этом ставятся задачи? Если вам ещё непонятно, мы идём далее. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте кото- рых в предложении должны стоять запятые. В 1892 году часть средней полосы России и Поволжья (1) из-за неурожая и засухи (2) переживала сильнейший го- лод (3) и (4) чтобы организовать сбор пожертвований голодающим (5) Чехов сам дважды выезжал туда. Все вы, без сомнения, знаете, что такое сложное предложение и что части его должны отделять- ся друг от друга запятыми. Найти грамматические основы, опреде- лить второстепенные члены про- стых предложений, входящих в состав сложного, при соответ- ствующих подготовке и знаниях не составит труда, а значит, и рас- становка знаков препинания не представляет особой сложности. Но это только на первый взгляд. Известно, что при наличии общего второстепенного члена запятая между предикативны- ми частями не ставится. Вопрос в том, что считать таким общим второстепенным членом: зача- стую смысловые особенности предлагаемых примеров позво- ляют, как в нашем случае, сделать двоякие выводы относительно проблемной части предложения. В самом деле, с одной сторо- ны, обстоятельство времени «в 1892 году» по смыслу относится сразу к двум грамматическим основам («часть переживала» и «Чехов выезжал»), то есть явля- ется общим сразу для двух про- стых предложений, соединён- ных союзом «и». В таком случае запятая между ними по прави- лу не ставится. Однако другая трактовка смысловых отноше- ний предикативных частей по- добную общность не допускает: Чехов выезжал туда уже после свершившегося факта и, воз- можно, несколько позже. В этом случае на месте цифры 3 долж- на стоять запятая. Выпускник оказывается в ситуации, сходной с положени- ем барона Мюнхгаузена, волей всемогущего автора очутив- шегося между крокодилом и львом. Находчивый герой Ру- дольфа Эриха Распе обхитрил хищников, вывернулся. Опре- деляющие образовательную по- литику в области преподавания «великого и могучего» и нам, по всей видимости, предлагают либо вывернуться, либо вывер- нуть мозг наизнанку. На ЕГЭ выпускники могут надеяться только на себя Окончание. Начало на 8-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz