Молодежный вестник. 2016 г.

Молодежный вестник. 2016 г.

№ 11 (6300) / 2016 9 Р АКУРС пользовать их для изготовления необ- ходимых для жизни предметов. 5. Для обеспечения прогресса в разных сферах деятельности люди на- капливали знания о материале для из- готовления инструментов, методах их использования и применяемой при этом энергии – создавали технологию. Текст (тем более такой незна- чительный по объёму) – целост- ное образование. Уберите из него хотя бы одно предложение, мысль – он разрушится. Что важ- нее – начало, середина или ко- нец? Ответ однозначен. В таком случае все пять формулировок, повторяющих смысловое со- держание фрагмента, передают главную его информацию. А вот «правильный» ответ предпола- гает только две цифры. Во избе- жание подобных противоречий вопрос задания можно было бы поставить иначе, однако ясность формулировки значительно бы облегчила задачу выпускнику. Кто-то, видимо, дал обратную установку, мол, пускай их, поду- мают. И в самом деле, что такое «ГЛАВНАЯ информация? Это ос- новная мысль текста? Информа- ционные факты? Дефиниция по- нятия, объясняемого в тексте? Положительный ответ на любой вопрос имеет своё логическое обоснование. Не правда ли, та- кое ощущение, что нас намерен- но хотят запутать, обмануть? Прочитайте текст и выполните задание. Ледники – это огромные массы льда, образованные и существующие за счёт накопления и преобразования в лёд выпадающего снега и движущие- ся под действием силы тяжести. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся зна- чения слова МАССА. Определите значение, в котором это слово упо- треблено в предложении. Выпиши- те цифру, соответствующую этому значению, в приведённом фрагмен- те словарной статьи. МАССА, –ы, ж. 1. Одна из основных физических ха- рактеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свой- ства (спец.). 2. Тестообразное, бесформенное вещество, густая смесь. 3. Совокупность чего-н., а также что-н. большое, сосредоточенное в одном месте. 4. Множество, большое количество кого-чего-н. 5. Широкие слои трудящегося на- селения. Задание, может быть, не та- кое сложное, однако и здесь нельзя не обратить внимания на смысловое сходство сло- варных статей под номерами 3 и 4 – именно их и выбирают для занесения в бланки экза- менующиеся. И немудрено! В самом деле, «огромные массы льда» – это большое количество льда или его совокупность? Ну, пока вы отвечаете на этот вопрос, мы переходим к нор- мам орфоэпии. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в поста- новке ударения: НЕВЕРНО выделе- на буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишете это слово. сОмкнутый тОрты баловАть дОговор Как известно, в русском язы- ке ударение подвижное. Орфо- эпические правила настолько громоздки, что проще просто запомнить произношение про- блемных слов. Сделать это не- легко, но можно. Задача, правда, осложнена наличием многочис- ленных исключений и вариатив- ных форм. Этим нередко пользу- ются составители контрольных заданий, подбирая для них со- ответствующий материал. Объ- яснимся. Каждое из представ- ленных выше слов в обиходной речи имеет два варианта произ- ношения. От нас требуют найти слово с неправильным ударени- ем. Открываем орфоэпический словарь. Варианты с неверным ударением здесь сопровожда- ются пометой «! неправ.». Так вот, ни одна из указанных удар- ных позиций такой надписью не сопровождается! Правильный ответ с «неверным» ударением по факту оказывается дополни- тельной нормой, то есть закре- плённым в словарях правиль- ным вариантом произношения! Подобный приём компоновки заданий иногда встречается и в тесте № 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образо- вании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. новые ТРАКТОРЫ МЁРЗНУЛ на ветру пара НОСКОВ внезапно ЗАМОЛКНУВШИЙ Оговоримся сразу: это за- дание мы составили сами, правда, используя при этом материалы типовых экзаме- национных вариантов, про- дающихся сейчас на любом книжном развале. Каждый из приведённых примеров не- однократно в них встречался, причём, в качестве искомой, неправильной словоформы. Обратимся за консультацией к словарю грамматических трудностей. Все четыре вари- анта значатся после основных как равноправные или до- полнительные. Да, есть нор- мы, которым в современном литературном языке отдаётся предпочтение, однако употре- бление вариативных форм по факту также не является ошиб- кой. Продолжаем грамматиче- скую тему и переходим к зада- нию №7, в котором требуется установить соответствие меж- ду ошибками, допущенными во всех без исключения при- водимых предложениях (они даются в левой колонке листа), и их определениями в клас- сификационном списке (они приводятся в правой колонке листа). Справедливости ради стоит сказать, что здесь двус- мысленностей практически не встречается. И тем не менее… Не раздумывая ни минуты, отваж- ный всадник поскакал наперерез вне- запно сорвавшегося табуна. В бланке ответов эта ошиб- ка значится как «неправильное употребление падежной фор- мы существительного с пред- логом». Никаких споров это утверждение не вызывает. Ин- тересно другое! В классифика- ционном списке ошибок этого задания рядом с вышеприве- дённой формулировкой значит- ся следующая: «Нарушение в построении предложения с при- частным оборотом». Словосоче- тание «внезапно сорвавшегося» как раз и есть не что иное, как причастный оборот. С опреде- ляемым словом «табуна» он со- гласован правильно, однако в связке с ним в предложение вве- дён неверно, имеет ошибочную форму. Запутаться, обмануться, попасть в западню здесь очень легко. А вас подобные «сосед- ства» на какие мысли наводят? Продолжение на 10-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz