Молодежный вестник. 2016 г.
№ 10 (6299) / 2016 В греческих православных храмах свечки на канун, за упокой души, и к алтарю, за здравие, наособицу, как в русских церквах, не ставят. Душа человеческая бессмертна, пребывает в вечности, а посему, считают наследники древней Эллады, непринципиально, как её перед Богом позиционировать. 14 РАКУРС Евгений КОЗЛОВ ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ Молятся и вспоминают об усоп- ших как о живых, как если бы смерти вовсе не существовало. Для верующего в загробную жизнь хри- стианина факт непреложный, да и для таких, как мы, сомневающихся, весьма желательный. Вероятно, в нашей крови ещё не перебродило византийское наследие, густо заме- шанное на диалектике Платона, и то, что некоторые склонны считать от- голосками язычества, на самом деле есть жажда вечного и неизменного бытия. На Пасху мы всегда ходим на кладбище. Несмотря на мнение современной РПЦ о том, что в день всеобщей любви, радости и ликования, день победы жизни над смертью здравствующим не место среди мертвецов, на погосте. Добропорядочный-де христианин должен в храме славить воскресше- го Бога, а не шататься по могилам, разговаривать с умершими, раскла- дывая снедь и разливая водку. Но мы, как говорится, люди грешные, в грехах упорные, традиций и привы- чек своих менять не собираемся, а самое главное, продолжаем верить, что уж если это и в самом деле грех, то незначительный. И Господь про- стит нам его одним из первых, ибо сказано: «Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе». Мне вообще непонятно противо- поставление жизни и смерти, к которому апеллируют противники пасхальных поминовений умер- ших. Смерть человека – начало его Живые и мёртвые бессмертия, и вообще она многое может о нём рассказать. Под опреде- лённым, диалектическим углом зре- ния она и есть эта самая его жизнь. Данная истина отчётливее просту- пает именно здесь, на надгробных плитах, крестах, фотографиях, выби- тых на камне именах, скорбных над- писях. Собранные воедино истории людских судеб, смертей как-то осо- бенным образом фокусируются, со- ставляя некую картину, ментальный образ нашего бытия с его временны- ми и постоянными перспективами. ДОРОГИЕ МОИ СТАРИКИ Как некогда Данте за Вергилием, направляемый собственной памятью и руководимый женой, хожу кругами по «загробному миру», обходя тесно примыкающие друг к другу могиль- ные оградки, встречаю знакомые лица, останавливаюсь, в который раз вспоминаю их истории, приветствую, несколько минут стою в молчании, кладу крашеное яичко и следую далее. Первые на моём пути – старички.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz