Молодежный вестник. 2016 г.
№ 1 (6290) / 2016 17 января исполняется 85 лет со дня рождения крупнейшего отечественного педагога, профессора С.А. Шмакова. Идеи Сталя Анатольевича легли в основу целого направления в современном образовании – воспитания молодёжи через правильную организацию её досуга. 10 ПАМЯТЬ Людмила ШОПИНА, доцент ЛГПУ из архива ЛГПУ ПОЛЬЗА РОЛЕВОЙ ИГРЫ Во второй половине ХХ века в среде людей, занимав- шихся проблемами подрост- ковой педагогики, не было имени более популярного, чем Сталь Шмаков. Его лек- циям рукоплескали Ново- сибирск и Краснодар, Югра и Сургут. Он разработал основы теории досуга, си- стемно исследовал игру как феномен мировой культуры, создал свою концепцию кол- лективной творческой дея- тельности школьников. Ролевую игру как сред- ство воспитания Сталь Шма- ков использовал настолько мастерски, что дети, кото- рым он предлагал новую со- циальную роль, полностью меняли своё поведение, ин- тересы и увлечения. Ещё в молодости, в Ново- сибирске, он организовал в лагере длительную мор- скую игру и девочку с не- управляемым поведением назначил своим главным по- мощником, причём выдал ей красивую морскую форму. Ребёнок словно переродил- ся, что называется, вошёл в новую роль, стал образцом для подражания, лучшим из лучших. И во взрослой жиз- ни подопечная Сталя сле- довала новым привычкам. Таких «спасённых» судеб у Шмакова было множество. Именно Сталь Анатолье- вич придумал ряд блестя- щих педагогических проек- тов, которые сегодня только набирают ускорение. Это идея педагогических клас- сов, в которых дети целена- правленно готовились бы для педагогической деятель- Сталь Шмаков: рядом и чуть впереди ности; идея летних лагерных сборов, где студенты-прак- тиканты проживают все со- бытия предстоящей работы с детьми в лагере. Вплоть до того, что учатся искусно заправлять постель, петь песни у костра, устраивать праздники в честь тради- ционно любимых ребятами Нептуна и Берендея. Ещё в Новосибирске Шмаков придумал, как пре- вратить каникулы в феерич- ные, интересные праздники. В лагере при сибирском от- делении Академии наук им была разработана модель детского зимнего отдыха – «Снежные республики». Идею «Республик» он потом блестяще развил в липец- кой школе № 24. Ученики после учебной четверти не отправлялись на каникулы, а продолжали приходить в классы, где для них орга- низовывалась целая чреда радостных творческих дел: праздников, походов, игр. ИНФОРМАЦИЯ ВО БЛАГО Сталем Шмаковым напи- сано и издано более тысячи научных, научно-педагоги- ческих трудов, опублико- ванных в России, Германии, Албании и других странах. Его книга «Нетрадиционные праздники в школе» заняла первое место на Междуна- родной книжной ярмарке 122 стран в Москве, награж- дена дипломом и большой золотой медалью. Труды Шмакова исполь- зуют в учёбе студенты уни- верситетов, педвузов, пед- колледжей, по ним работа- ют учителя и воспитатели. Профессор получил четыре патента в области теории воспитания. За педагогиче- скую работу был награждён медалями Чехии, Польши, ГДР, получил пять премий в области образования и жур- налистики. Именно Шмаков предло- жил ввести в список школь- ных мероприятий Рожде- ство, Крещение, Пасху, при- чём сделал это столь тонко и интеллигентно, что не на- рушил ни религиозных, ни светских канонов. Огромную работу провёл вместе со своими коллегами. Чем занимаются наши дети в свободное время, чем живут, увлекаются, дышат? Отвечая на эти вопросы, выдающий- ся энтузиаст учитывал воз- раст, место проживания. И выявил много интересных вещей: например, то, что у большинства ребят в со- знании нет чётких образов для подражания. Дети вос- хищаются тем, что увидели в последнее время. Отсюда следует вывод: надо ста- раться проверять всю вновь поступающую к ребёнку ин- формацию на её полезность или разрушительность. В наше непростое время живое слово Сталя Шмако- ва столь же востребовано, как и тогда, когда он непо- средственно обращался к друзьям и коллегам. Обилие жестокости на экране, «кли- повое» сознание делают на- ших детей заложниками но- вой, бесчеловечной системы ценностей. В «Письмах не о любви» В. Шкловский писал: «Нужно личное овладение тайной машин, нужен новый романтизм, чтобы они не вы- брасывали людейна поворо- тах из жизни». Думается, сей- час как никогда в воспита- нии нужны мысли Шмакова. Он оставил нам прекрасное наследство, надо лишь умно и добро им распоряжаться.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz