Молодежный вестник. 2015 г.

Молодежный вестник. 2015 г.

№ 25 (6288) / 2015 НЕ КОНФЛИКТОВАТЬ СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ За два года, что Анастасия являет- ся профессиональным медиатором, стараясь по долгу службы разрешить споры конфликтующих сторон в до- судебном порядке, девушка пришла к выводу, что прививать людям навыки бесконфликтного поведения и учить разрешать возникшие споры быстро и без негативных последствий необ- ходимо с раннего возраста. У детей должно зарождаться понимание, что конфликтовать – плохо: – Как правило, научить избегать конфликтов взрослого человека, то есть уже сформировавшуюся лич- ность, намного сложнее, чем ребёнка, который растёт в среде, где учат бес- конфликтному поведению. И этой благодатной для воспитания бесконфликтного поколения средой, по мнению Насти, должна стать шко- ла. А точнее, созданные (или усовер- шенствованные, если уже имеются) в школах специализированные службы примирения. Школа – это срез нашего общества, и в ней также возникают конфликт- ные ситуации: между школьниками и учителями, учителями и родителями, между учениками. – Для многих школьников в под- ростковом возрасте приоритетными моментами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотно- шения с противоположным полом, способность влиять на других ребят, принадлежность к определённой группе в классе, – считает медиатор. – Нередко на этой почве не только между одноклассниками, но и уча- щимися разных классов возникают противоречия, которые выливаются в конфликты. Работая над проектом «Понимание – начало согласия», основная цель которого – снижение конфликтных ситуаций в школе и молодёжной сре- де в целом, медиатор выявила четыре основных способа реагирования на конфликты в школе: административ- ный (подразумевающий наказание или угрозу наказания), направление к психологу или социальному педагогу, так называемые «стрелки» среди под- ростков, которые нередко переходят в физическое выяснение отношений, с нанесением побоев и травм, и, нако- нец, «замалчивание». – При всех этих способах либо не происходит полного разрешения кон- фликтов, которое удовлетворило бы интересы всех сторон, либо решение находят не сами участники, а кто-то за них, – уверена Анастасия. – Кон- фликт же должен быть разрешён его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если участники конфликта взяли на себя ответствен- ность за исполнение достигнутого со- глашения, то наверняка будут старать- ся его соблюдать, с большой долей вероятности не попадут в подобную ситуацию. Надёжным помощником в урегу- лировании конфликтов должен стать нейтральный посредник (медиатор). – Медиатор не судит, не защищает, не воспитывает, не винит и не принуж- дает, – говорит Настя. – Он помогает участникам конфликта снизить эмоци- ональный накал, услышать друг друга и самостоятельно найти выход из спорной ситуации, а также сделать не- Сергей БАННЫХ Николай СЕВОСТЬЯНОВ Скажи конфликтам «Нет!» Хотим мы того или нет, конфликтные ситуации возникают повсюду: на работе, на улице, в транспорте, в магазине, в кругу семьи. Выходит, жизнь без конфликтов невозможна. С таким, казалось бы, бесспорным утверждением категорически не согласна молодой медиатор из Данкова Анастасия Кузнецова. Девушка уверена: избежать конфликтов можно, но этому нужно учиться. обходимые выводы, чтобы избежать повторения подобных столкновений в будущем. СТАРШИЕ РАЗРЕШАТ КОНФЛИКТЫ МЛАДШИХ Согласно проекту Анастасии Кузне- цовой, в школьную службу примире- ния должны входить один или несколь- ко взрослых кураторов. Ими могут быть психологи, социальные педагоги, учителя и другие сотрудники, хорошо знакомые с внутришкольной жизнью. Кроме того, из числа учащихся 9-11-х классов планируется подготовить ещё 5-6 медиаторов. Все они пройдут об- учение техникам бесконфликтного поведения и ознакомятся с навыками урегулирования спорных ситуаций. – Вовлечение в школьную прими- рительную службу старшеклассников не случайно, – поясняет автор проек- та. – У них лучше взаимопонимание с учащимися, и они вполне смогут раз- решить собственными силами незна- чительные конфликты, возникшие, например, между учениками млад- ших классов. Может получиться, что младшие школьники побоятся или постесняются рассказать о своей ссо- ре учителям, и тогда на помощь при- дут старшеклассники, которые всегда являлись авторитетом для младших ребят. В 2014 году Анастасия Кузнецова провела серию тренинг-семинаров для учащихся старших классов Дан- ковского района на тему «Управление конфликтом», в ходе которых школь- ники проявляли живой интерес к та- кому институту, как медиация. – Это и послужило толчком к соз- данию служб примирения в учебных заведениях района, – признаётся Анастасия. – Если в каждой школе по- явится такая служба и в каждом клас- се будет распространена информация о бесконфликтном поведении и раз- решении споров мирным путём, это снизит негативное эмоциональное состояние детей, молодёжи и в ито- ге сделает всех добрее и терпимее к окружающим. 16 СОДЕЙСТВИЕ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz