Молодежный вестник. 2015 г.

Молодежный вестник. 2015 г.

2 [6265] / 2015 АЕЛА И ПЛАНЫ - Она что-то сказала, боль­ шинству ребят это не по­ нравилось, и понеслось... Началась настоящая травля ребенка, девчонка просто не могла заходить в класс. Разобраться в ситуации удалось не сразу. Мы по­ очередно приглашали в учительскую то «пострадав­ шую», то зачинщиков дела. В итоге конфликт разрешил­ ся, но поработать пришлось около месяца. ОПЯТЬ ССОРА? - Нужен еще пример? - включается в разговор семиклассница Алина Да- ченкова. - Седьмой класс, ссора между таджикской и русской девочками. Первая пересела за другую парту, однокласснице это не по­ нравилось, и она начала ее подкалывать. В итоге ссора из ничего переросла во вза­ имные оскорбления. В ситуацию мы вмеша­ лись вместе с еще одним ме­ диатором - Да НИЛОМ Мыз- никовым. - Извиняться Настя не хо­ тела, была уверена, что все сделала правильно, - пояс­ няет Данил. - Уговоры тоже подействовали не сразу, но в итоге обе девочки попро­ сили друг у друга проще­ ния. Для нас ведь это самое главное - найти взаимовы­ годное решение проблемы, какой-то компромисс. Не хочешь извиняться? Ладно. Но понять ошибку нужно, чтобы в будущем подобной ситуации не повторилось. СУДИТЬСЯ... или... НЕТ? - Даже до полиции дохо­ дило, - вспоминает Татьяна Семеновна. - Когда, напри­ мер, родители двух школь­ ниц написали друг на друга заявления в правоохрани­ тельные органы. Личная неприязнь у девчонок по­ явилась еще в 30-й школе. Перейдя сюда, разрешить проблему самостоятельно они не смогли. Новенькая семиклассни­ ца и здесь не нашла обще­ го языка с самоуверенной сверстницей Таней, начала ее дразнить и обзывать. Та в отместку залила ей порт­ фель штрих-корректором. В ситуацию вмешалась мама, начались взаимные упреки, которые затем выросли в се­ рьезный конфликт. Разговаривать сторонам пришлось долго, целый ме­ сяц. В итоге и медиаторы, и педагоги смогли уговорить конфликтующих забрать за­ явления из полиции. ЕСТЬ ОПЫТ! - А я чаще всего привожу такой аргумент, - добавляет Илья. - Не устали ли сами спорщики от постоянных ссор? Ведь одноклассникам тоже неприятно, если по­ стоянно кто-то ругается. Нам часто говорят: «Классный коллектив - одна семья». Так и нужно в ней жить дружно и мирно. - Кстати, с появлением ШСП большинство школь­ ных конфликтов исчезло, - отмечает Алина. - Дети знают: теперь есть к кому обратиться за своевремен­ ной помощью. А если еще проблема возникла на пу­ стом месте, то сам виновник будет выглядеть смешно. Согласитесь, в глупом по­ ложении никому не хочется оказаться: ни первачку, ни одиннадцатикласснику. - Предложили порабо­ тать в этой службе - я со­ гласилась, - рассказывает «коллега» моих новых зна­ комых семиклассница Улья­ на Галкина. - Очень важно выслушать человека, понять причину конфликта, а уж за­ тем постараться отыскать верное решение. - Не можешь найти об­ щий язык с человеком - пе­ рестань на какое-то время с ним общаться, - предлагает Данил. - За этот период смо­ жешь разобраться в себе и сделать правильные выво­ ды. ВСЕМ - ПО ЗАСЛУГАМ В ШСП десятиклассник Владимир Петров пришел не случайно: после школы мо­ лодой человек собирается поступать на юридический факультет. А пока постигает азы юриспруденции, разби­ рая школьные конфликты. С первым делом столкнулся на практике после обучения и считает его неоценимым опытом. - Мы учились тогда в де­ вятом классе, - вспоминает Володя. - Наша однокласс­ ница поругалась с учителем биологии. Девочке казалось, что педагог к ней придира­ ется, даже жалобу директо­ ру написала. Я решил попробовать уладить ситуацию. Сначала выслушали одноклассни­ цу, потом переговорили с учителем, выяснили суть претензий. А они были за­ кономерны: подготовка до­ машнего задания, работа на уроке. Конечно, педагог не хотела ссориться с девоч­ кой и доводить ситуацию до скандала, да и любой учитель, я думаю, пойдет навстречу ребенку. Изучив проблему, через две неде­ ли мы устроили «сторонам» встречу. Итог получился по­ ложительным: одноклассни­ ца с «четверкой» благопо­ лучно окончила девять клас­ сов. Успешно сложилась и карьера учителя: она сейчас преподает в Вашингтоне, в российском посольстве. В общем, расстались без обид. В ТАНДЕМЕ В работе этой организа­ ции крайне важна и позиция педагога - участника про­ цесса. Прислушаться или нет к призывам своих учеников - представителей ШСП? - Если повышаю голос на уроке, тот же Данил может спокойно заметить: «А вы не правы, Татьяна Семенов­ на», - подтверждает моя со­ беседница. - И я стараюсь сдерживаться. Преподавая детям историю и общество- знание, нужно помнить, что ты несешь им основы право­ вого воспитания, учишь тер­ пимости и уважению друг к другу. Польза ШСП, на мой взгляд, еще и в том, что ре­ бята рассказывают о своих проблемах сверстникам. Им легче понять друг друга, чем взрослым, и предложить какой-то вариант решения проблемы. Но без нашей помощи они, разумеется, не работают. Сейчас эта систе­ ма в городе только набирает обороты: подобные службы начинают действовать в го­ родских школах № 5, 20, 65. Как говорится, механизм за­ пущен, необходимо созда­ вать условия для его функ­ ционирования. КУРС-НА ЖИЗНЬ Мои новые знакомые ме­ диаторы еще совсем дети, но уже сейчас некоторые из них задумываются о буду­ щем. Володя, например, пла­ нирует стать юристом, Илья - программистом или психо­ логом. Их младшие коллеги с дальнейшей профессией еще не определились. Но ка­ кую бы сферу они для себя ни выбрали, опыт общения с людьми, разрешения непро­ стых жизненных ситуаций несомненно поможет им со­ риентироваться в дальней­ шей жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz