Молодежный вестник. 2015 г.
№ 12 (6275) / 2015 Во время войны деревенским активом одного из населённых пунктов теперешней Липецкой области было составлено и подано прошение об открытии школы. В селе на тот момент проживало тридцать детей и подростков школьного возраста, которым приходилось ходить на уроки в соседний населённый пункт за четыре километра. Время было суровое, страна ковала Победу, не жалея сил и средств. Всё было мобилизовано для фронта, для Победы. Однако школу открыли. 23 В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО НУЖНАЯ КНИГА Этот удивительный по нашим меркам факт нашёл своё отраже- ние в замечательной книге «Школьная сеть Липецкого края в годы Великой Отечественной воны. 1941–1945 гг.» Созданный специали- стами Государственного архива новейшей истории Липецкой области, этот уникальный сборник до- кументов, а также замеча- тельно оформленный фо- тоальбом «Они защищали нашу Родину» недавно были презентованы в би- блиотечно-информационном центре, что на улице Ленина. Что касается первой книги, в ней представлено 385 документов об участии школ в стро- ительстве оборонительных соору- жений, противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах, сборе металлолома, лекарственных растений, оказании помощи раненым в госпиталях, шефстве над семьями фронтовиков. Кроме того, есть доку- менты, свидетельствующие об ущер- бе, который был нанесён школьной сети в годы немецкой оккупации. Имеются материалы и о школьной жизни того времени. Вот лишь неко- торые общие цифры и факты. ДОКУМЕНТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ Война круто изменила жизнь со- ветских граждан. Так, занятия в шко- лах проходили при острой нехватке учебников, письменных принадлеж- ностей. Из-за недостатка тетрадей использовались поля старых книг и газет, обои, ненужные докумен- ты. Ученические ручки заменялись Михаил КРАПИВИН палочками с приделанными к ним стальными перьями. Чернила изго- тавливали из сажи, красной свёклы, вместо мела использовали белую глину. Карандаши резали на части. Занятия зачастую проводились при керосиновых лампах и свечах. Невероятно, но и в военное время учащиеся продолжали заниматься в кружках. В 1944 году в школах Добровского района работало 44 общеобразовательных, 26 художе- ственных, 15 оборонных и 3 кружка рукоделия. В связи с уходом на фронт учите- лей были приняты меры по обучению педагогическим специальностям лиц, имеющих среднее образование. Учителям была повышена заработная плата, установлен порядок снабже- ния продуктами питания и промыш- ленными товарами по нормам рабо- чих промышленных предприятий. Военный комиссариат и отдел социального обеспечения взяли под особый контроль помощь де- тям фронтовиков Липецкого края. Тимуровские команды помогали 110 армейским семьям: заготавливали дрова, подносили воду, присматрива- ли за малышами. Важное значение приобрел труд школьников на полях совхозов и кол- хозов. С 1941-1942 годов вводилось изучение основ сельского хозяйства. Старшеклассники обучались профес- сиям пахарей, сеяльщиков, прицеп- щиков, трактористов, комбайнёров, машинистов, жатчиков. С 1942-1943 годов вводится военное дело, началь- ная допризывная подготовка 5-10 классов, военно-физическая подго- товка в начальных классах. С первых дней войны началось развертывание госпиталей в учебных заведениях. К 11 июля 1941 года они уже были открыты при липец- ких школах № 2 и № 10. В 1942 году учащиеся Данковского района со- брали для госпиталей 4000 открыток, 2000 кон- вертов, 100 килограммов желудей на кофе, 30 таре- лок, 20 банок живых цве- тов, 85 чайных стаканов, организовали 36 концер- тов для раненых бойцов. ИСТОРИЯ ТРЕБУЕТ ПОДДЕРЖКИ Нет смысла перечис- лять все исторические факты, о которых мож- но прочитать, открыв это издание. Помимо информативной насыщен- ности и достоверности, ценность его заключается в компактности и систе- матичности расположения материа- ла. В таком виде книга представляет собой превосходное методическое пособие для историка-краеведа. По словам председателя Липецкого об- ластного краеведческого общества Александра Клокова, «не каждый учитель имеет время для работы в архивах. Требуется перелопатить тон- ны документов, чтобы найти нужное. А здесь всё уже найдено и располо- жено в определённой последователь- ности. Это настоящая летопись школ военного времени». Действительно, работа проделан- ная сотрудниками липецкого архива, очень важная и нужная. Сейчас мно- го говорится о необходимости со- хранения прошлого. Остаётся только посетовать на то, что тираж книги всего 500 экземпляров – далеко не всем школам и библиотекам области достанутся эти ценные свидетельства героического прошлого. Школы военного времени Фото автора
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz