Молодежный вестник. 2015 г.
№ 11 (6274) / 2015 33 ПОДМОСТКИ времени у родителей и педагогов, можно находить десятки причин, но поведение конкретного ребёнка от этого не изменится, поиски причин пользы ему не принесут. Мы сейчас говорим об общих тенденциях, чтобы понять картину в целом – к чему мы пришли и в каком направлении дви- гаться дальше. А каждую ситуацию нужно рассматривать в контексте бли- жайшего окружения этого ребёнка, стараться помочь и решать проблемы индивидуально, ведь всегда найдётся очень много «погрешностей» частно- го характера. Иногда мне удавалось достучаться, иногда нет. – В ваших руках – практически универсальный ключ, подходящий к любому замку. Искусство прони- кает даже в самые заржавевшие людские души, стоит лишь верно подобрать образ, подходящий ак- тёру, особенно если это актёр на- чинающий. Там, где профессионал возьмёт опытом, новичок вытянет роль на искренности, «игре в само- го себя». И порой это даёт возмож- ность увидеть в себе такое, о чём и сам не подозревал. Случались ли открытия, удивлявшие как вас, на- ставника, так и самих ребят? – Конечно. Вспоминаю один из са- мых ярких случаев своей студийной практики, на мой взгляд, очень по- казательный пример, к тому же пре- красная иллюстрация к теме стремле- ния к мечте, о чём мы говорили выше. История эта произошла ещё во вре- мена «Чёрного ящика» ( театральной студии, которую Ирина вела много лет назад в ЛГПУ, – прим. авт. ). Зани- малась у меня одна студентка, вполне успешно играла. Обратилась как-то ко мне мама её подруги с просьбой по- говорить с дочерью. Та хотела стать актрисой. Я несколько удивилась – пусть, говорю, приходит, не вижу проблем, могу дополнительно с ней заниматься. «Нет, вы меня не поняли, – втолковывает мама, – вы ей объясни- те, что ничего у неё не получится, она никогда не станет актрисой и пусть дурь из головы выкинет». Я удивилась ещё больше: зачем отбирать у чело- века мечту? Предложила записаться в студию, а там сама решит, нужно ей или нет. Девочка была не просто застенчи- ва, а чудовищно зажата. Она не знала, как заговорить, сесть, пройти по сце- не, куда девать руки. На репетициях стояла столбом, и все попытки рас- шевелить её потерпели полное фиа- ско. Так продолжалось год. Даже со- чувствовавшие потихоньку стали на- шёптывать мне, мол, может, всё-таки намекнуть девочке поделикатнее, что нет смысла продолжать. И что ты думаешь? Постепенно она оттаяла, стала свободнее, увереннее, я задействовала её в нескольких по- становках, а со временем мою учени- цу пригласили в труппу нашего акаде- мического театра драмы имени Л.Н. Толстого, затем она получила диплом ГИТИСа и теперь живёт и работает в Москве. – Выходит, театральная практика помогла ей не только разобраться в себе, но и научиться устанавли- вать контакты с внешним миром, свободно общаться? Здесь присут- ствует ещё и воздействие на меж- личностные связи. – Разумеется, ведь театр и есть общение: актёров друг с другом, с ре- жиссёром и, конечно, со зрителями. Последний момент особенно важен, так как, в отличие от сочинительства к примеру, сценическое искусство предполагает не воображаемых чи- тателей, которых может представить поэт, а реальных зрителей, сидящих в паре метров от тебя и внимательно наблюдающих за событиями. Это уже не опосредованное общение, а живое, настоящее, «высекающее искры». Люди видят твои слёзы и сопережи- вают, ты улыбаешься – и они улыбают- ся в ответ, на твои шутки они смеются и аплодируют, а когда ты грустишь – сидят задумчивые. Твои эмоции в этот момент властвуют над залом, и реак- ция его зависит от того, что ты проде- монстрируешь, каким предстанешь на сцене. Театр помогает решать многие про- блемы, и одна из главных – социализа- ция, причем вне зависимости от того, по какую сторону кулис находится человек. Это работает и для тех, кто удобно устроился в креслах, и для тех, кто появляется перед ними в огнях рампы. Кроме того, есть ведь ещё и этюды, проходящие до основной репетиции. Для подростков – то, что доктор про- писал. Своеобразная творческая им- провизация – прекрасный психологи- ческий тренажёр самореализации. К сожалению, нынешнее поколение студийцев не понимает, зачем нужны этюды, словно ребят этих начисто от- резали от целого пласта культуры. Сплошное белое пространство. Пу- стое. И это – прекрасные дети, умные, пластичные, восприимчивые! Что го- ворить об остальных… Основная проблема ещё и в отсутствии эле- ментарной базы, необхо- димой для работы с об- разами. То, что мы брали практически «из воздуха», им даётся титаническими усилиями. То, что для са- мого обычного ребёнка моего поколения, воспи- танного на замечательной советской мультиплика- ции, казалось лёгким, сей- час превращается в квест высокого уровня сложно- сти. И всё же... Постепенно мы с ними стали читать (привычки к этому занятию понача- лу тоже не наблюдалось), обсуждать произведения, сейчас ребята сами пишут этюды и с удовольствием импровизируют. Да, при первом взгля- де на детей у кого-то руки опускаются. Можно назы- вать поколение потерянным, беспер- спективным и каким угодно ещё, но на самом деле при должном старании можно и заинтересовать, и добиться результатов, действуя систематиче- ски. Дети равнодушны, потому что на них никто не обращает внимания. А чтобы не лезли с вопросами – пред- почитают занять тестами, портфолио, глупыми молодёжными телешоу или сериалами, даже компьютерными играми. И сразу, с малых лет, чтобы бы- стрее привыкли и не мешали зараба- тывать деньги, а потом выросли и ста- ли такими же винтиками. Кто сейчас говорит с подростками на глобальные темы? Кто интересуется, о чём у них души болят? И если не болят вовсе ни о чём – то почему? Мы, взрослые, тоже разучились задавать себе важные во- просы. Может, и нам стоит вспомнить, как это делается? Театр помогает решать многие проблемы, и одна из главных – социализация, причём вне зависимости от того, по какую сторону кулис находится человек. S T Фото из архива И. ТАНУНИНОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz