Молодежный вестник. 2015 г.
№ 11 (6274) / 2015 О нём мы начали разговор с липецким драматургом Ириной Тануниной в № 8 «Молодёжного вестника» (от 24 апреля). Тогда были затронуты темы поиска своего «Я» через театральное искусство, потребности в любви при полном неумении любить самому. По мнению режиссёра, наравне с образом смерти это одна из главных тинейджерских трагедий. Коснулись и сложного, многогранного внутреннего мира тех, кто стоит на пороге взрослой жизни, но по разным причинам не очень-то хочет взрослеть. Ирина Танунина – режиссёр, прозаик, театральный педагог. Много лет она работала с детьми, детьми очень разными, иногда упрямыми и не идущими на кон- такт, но неизменно творчески одарёнными. У неё много исто- рий, житейских сюжетов, порой анекдотичных, порой грустных, но каждая раскрывает перед нами личность её героя, только начавшего взрослеть. Некото- рые из её рассказов цикла «Дет- домовские истории» публиковал «Молодёжный вестник». 32 ПОДМОСТКИ – Ирина, в чём же, на ваш взгляд, причина подобной инертности молодого поколения, которую вы так чётко обозначили? Почему его представители не задаются гло- бальными вопросами о смысле жизни, добре и зле, не пытаются определить своё место в мире, как их ровесники 90-х, 80-х и далее по хронологии? Ведь, судя по вашим словам, так было всегда, и во вре- мена моего, и во времена вашего детства... – Знаешь, я сейчас, возможно, ри- скую впасть в извечное «и трава была зеленее», но ведь они действительно другие! Не хорошие или плохие (сре- ди нас тоже было много всяких под- ростков), а именно ДРУГИЕ. Да, далеко не все мои ровесники много читали, были и такие, кто не читал вовсе, но не знать, в каком веке жил Пушкин, счи- талось дикостью. На этот вопрос мог легко ответить даже самый безнадёж- ный второгодник. Сейчас же удивление, скорее, вызо- вет тот, кто это знает. Узкий кругозор и косноязычие стали нормой, при- Екатерина ЛЁВИНА (продолжение) он не присутствует, он отсутствует. Так о каком интересе к высоким материям может идти речь, если человек пишет «кого ни будь» и вполне доволен со- бой? Нет у них и подросткового бунта, одного из типичных проявлений ро- ста и развития личности и осознания её в социуме, когда ты противопо- ставляешь себя всему миру. Ты – про- тив. Против чего – неважно, это может быть как истребление морских коти- ков, так и родительский запрет кра- сить волосы в яркий цвет. Главное – ты один в поле воин, ты бунтарь, ты так самоутверждаешься, и тебе это чув- ство очень нравится. – Ничего подобного не наблюда- ется? – В том и дело, хотя причин для недовольства масса: ЕГЭ (только ле- нивый не высказывался по этому поводу), учебное портфолио и, как следствие, погоня за материальными стимулами в виде грамот, дипломов и благодарностей, школьная форма, которая нравится далеко не всем. Но никто не протестует! Конечно, мы понимаем, что бунт этот был бы глупым, всё равно все эк- замены придётся сдавать, а папку до- стижений собирать, но дело в самом явлении. Мы понимаем в силу своего возраста и жизненного опыта, а вот им пока этого не дано, и тем не менее... где юношеский максимализм? Им говорят – они делают. Порой у меня создаётся ощущение их полного равнодушия к происходящему в стра- не, школе, семье, в них самих. – Неужели всё настолько плохо? Наверняка есть и волнующие темы. – Есть, конечно, но этот крайне узкий круг интересов лежит совсем в иной плоскости, нежели то, что мы здесь обсуждаем. Даже если взять тему профессионального самоопре- деления, к примеру. Они переживают за успешную сдачу экзаменов и даль- нейшее поступление, как и мы когда- то. На этом общие пункты заканчи- ваются. Увы, вопросом «Кем я хочу стать?» сейчас мало кто задаётся, ему на смену пришли другие: «Куда легче поступить?» и «Где дешевле учить- ся?». – Но ведь эти вопросы, по сути, задаёт нам время, эпоха, они про- диктованы реалиями, в которых мы живём. Мир стал злее и праг- матичнее, он слишком хорошо на- учился считать деньги и при этом разучился мечтать. А поведение тех, кто стоит на пороге взросле- ния, – прямое следствие подобных трансформаций социума. – Можно списывать всё на ритм жизни, плохое воспитание, отсутствие чём и в кругу «успешных» людей. А уж школьники порой смеются над теми, кто говорит правильно с точки зрения русского языка. Вот одна из причин тотальной инертности – мы медленно, но верно деградируем. Что получается? Вопро- сы, которыми должен задаваться под- росток, порождаются той культурной средой, в которой он присутствует. А Да, далеко не все мои ровесники много чита- ли, были и такие, кто не чи- тал вовсе, но не знать, в ка- ком веке жил Пушкин, считалось дикостью. S T Увы, вопросом «Кем я хочу стать?» сейчас мало кто задаётся, ему на смену пришли другие: «Куда легче поступить?» и «Где дешевле учиться?». S T Фото из архива И. ТАНУНИНОЙ Мир пограничных состояний
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz