Молодежный вестник. 2015 г.

Молодежный вестник. 2015 г.

№ 11 (6274) / 2015 «– Почему ты себе выбрал Азию, а не Америку? – спросил очень удивлённый картой учитель. – Америка открыта, – ответил Курымушка, – а в Азии, мне кажется, много неоткрытого. Правда это? – Нет, в Азии всё открыто, – сказал Козёл, – но там много забыто, и надо это вновь открывать». Он и открывал для себя большой и загадочный мир, этот незадачливый беглец, гимназист Курымушка. Так называл себя в романе «Кащеева цепь» Михаил Пришвин. 30 ИМЕНА НА КАРТЕ Современная елецкая школа № 1 им. М.М. Пришвина Михаил Михайлович был непоседливым человеком, влюблённым в окружающий мир Учителя географии Козла он напи- сал с портрета известного религиоз- ного философа и публициста Василия Розанова. Правда, данная сцена раз- говора после неудавшегося путеше- ствия в Азию на самом деле вымыш- ленная. Однако в «Кащеевой цепи» достаточно и достоверных фактов. Из них ясно, насколько крепки были узы между писателем и елецким краем. Именно по Ельцу нам предстоит провести нынешнюю «литературную» прогулку. Улица Пришвина есть и в Ли- пецке, и в Ельце, и в других уголках на- шего региона. Но в городе воинской славы имя Михаила Михайловича но- сит ещё школа№1, та самая, в которой учился Иван Бунин, а чуть позже – сам будущий певец русской природы, страстный охот- ник и скрупулёзный крае- вед. ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ Гимназический период биографии Михаила При- швина давно стал досто- янием отечественной ли- тературы, о нём написаны сотни исследований и ста- тей. Сам писатель в своих произведениях елецким событиям уделял много внимания. В частности, на страницах дневника, который вёл на протяжении всей жизни. Один из самых ярких эпи- зодов детства – побег в Азию. 12 сентября 1885 года в мужской гимназии случилось чрезвычайное происшествие. На уроки не явились Михаил Пришвин, Николай Чертов, Владимир Тирман и Константин Голо- феев. Кто-то бежал, движимый муками неразделённой любви, кто-то – по бунтарской натуре или от ненавист- Анастасия ПОПОВА ных уроков и гимназического устава: латыни, полицейских порядков, Зако- на Божьего, по которому непременно надо иметь «пятёрку». И ведь побег почти удался, о чём рассказывает ав- тор «Кащеевой цепи». Сплавлялись мальчики на лодке по реке Быстрая Сосна. Планировали до- браться по ней к Дону, «а из Дона по берегу Азовского моря». Там уже и прятаться не придётся. Кто признает их, кто будет искать? Но на квартире Голофеева уже нашли записку, в кото- рой мальчишки уведомляли, что от- правились в Азию. Инспектирующий Федюшин тут же известил об этом го- родскую и уездную полиции. Поиски начались незамедлительно. Прошёл ещё один день свободы, за ним другой, на третий путешествен- ники были уже в 30 верстах от Ельца. И вдруг услышали на дороге звон ко- локольчика. Гимназисты быстро при- чалили к берегу и залезли на дерево, чтобы скрыться, а заодно разведать обстановку. И правда, за ними следо- вала погоня. Тогда Курымушке пришла в го- лову идея спрятаться под лодкой. Мальчишки вытащили своё нехитрое судно на берег, перевернули вверх днищем и залезли под него. Но, то ли на беду горе-путешествен- ников, то ли на их счастье, поиском руководил зна- менитый на весь Елец по- лицейский, гроза конокра- дов, «которого на мякине не проведёшь». «Ночью дождя не было, а лодка мокрая», – заметил наблюдательный полицей- ский, когда стражи порядка наткнулись на плавсред- ство, и смело перевернул его. Тут-то беглецы и обна- ружились. Опытный дядя- полицейский не бранил их и руки не скручивал, наоборот, устро- ил с маленькими преступниками пик- ник, стрелял уток и, между прочим, рассказал, как его самого выгнали из шестого класса гимназии. Тем не ме- нее каждый из пойманных понимал, что наказание ещё впереди и позор неминуем. «ПЕРВАЯ МЫСЛЬ БЫЛА ПОДАНА ПРИШВИНЫМ!» «Они прибыли в гимназию как раз во время большой перемены в сопро- «НОЧЬЮ ДОЖДЯ НЕ БЫЛО…» В первую же ночь беглецам стало несладко. Опасаясь погони, маль- чишки договорились не разводить костров и даже не выходить на берег. Под покровом холодной ночи по- среди реки у кого-то в команде по- явились сомнения в успехе задумки, предлагалось сдаться, пока не поздно. Но решением большинства сомнения были отвергнуты, а путешествие с рас- светом продолжено. «Поехал в Азию – попал в гимназию» Фото из архива редакции

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz