Молодежный вестник. 2015 г.
№ 11 (6274) / 2015 14 ПРИЗВАНИЕ А вот воспитанник Центра развития творчества детей и юношества Вах- танг Шенгелия, в глаза не видевший никакого Азимова, собрал из деталей конструктора и запрограммировал робота, действующего по принципу сортировочного конвейера. Свою модель парень представил на фору- ме молодых исследователей «Шаг в будущее» сначала на региональном, а затем на всероссийском уровне, где занял третье место. ИЗ ЧЕГО ЖЕ, ИЗ ЧЕГО ЖЕ... – По сути, мой робот собран из дет- ской игрушки, – рассказывает Вахтанг, – но подобные модели сейчас функци- онируют на производстве. Его зада- ча – сортировать загруженные в него объекты по цвету. В баночку, состоящую из четырёх секций, робот должен разгрузить красные, жёлтые, зелёные и синие де- тали. – Мы использовали метод работы по цвету, – объясняет конструктор, – но если изменить датчик, робот смо- жет сортировать предметы и по раз- меру, и по форме. Да-да, устройство само опреде- ляет цвета. У него есть камера, на ко- торой стоит светодиодная лампа. На объект, который первым находится в очереди, попадает свет, и – как по взмаху волшебной палочки – датчик определяет цвет детали. Ну а дальше – дело за малым: машина сбрасывает детальку в нужную часть сортировоч- ного лотка. На кондитерских фабриках и фар- мацевтических заводах такие роботы давно в ходу, ведь сортировать боль- шое количество материала вручную слишком долго. ПУТЕШЕСТВУЯ ПО СТОЛИЦЕ Именно востребованность этого робота на производстве вкупе с талан- том и желанием Вахтанга сделать что- то новое, необычное позволили ему пробиться в финал соревнований мо- лодых исследователей, который про- ходил в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Ба- Наталья КРАСНИКОВА В далёких 1940-х писатель-фантаст Айзек Азимов, придумавший термин «robotics», только в смелых мечтах мог представить, что программирование роботов станет реальностью. О том же, что создавать роботов будут в состоянии не только взрослые серьёзные учёные, но и подростки, творец «Конца вечности» и мечтать не мог. умана на кафедре машиностроитель- ных технологий. Несмотря на то, что жюри оценивало конкурсантов доста- точно строго, юный робототехник не волновался. – Ожидал, что всё будет намного сложнее, – признаётся Вахтанг, – но атмосфера царила достаточно тёплая, дружеская, поэтому волнение ис- чезло. Судьи задавали самые разные вопросы. Меня попросили просто объяснить алгоритм действий робота и рассказать процесс его программи- рования. После того, как соревнования за- кончились, у всех робототехников из липецкой делегации, с которой при- ехал Вахтанг, появилось время на культурные мероприятия. Первым делом ребята отправились в театр «Содружество актёров Таганки», где посмотрели спектакль «Обыкновен- ное чудо». Но больше всего их поразил музей самого университета, где проходили соревнования. – Там мы увидели настоящий ска- фандр космонавта, в котором выходят в открытый космос, – вспоминает Вах- танг, – бесспорно, это впечатляет. Рассмешила ребят первая вычисли- тельная машина – предок калькулято- ра. Чтобы посчитать на ней сумму чи- сел, нужно было выставить в линейку все цифры, а затем повернуть ручку арифмометра. Быстрее вычислить на бумаге в столбик. И, конечно, Вахтанга как робото- техника не смог оставить равнодуш- ным аналог первого робота, которого использовали при аварии на Черно- быльской атомной электростанции. Такие машины помогали людям из- бежать сильного радиоактивного из- лучения, поскольку управлять ими можно было с расстояния в два кило- метра. КТО ТАКИЕ КИПЫ? После получения награды за при- зовое место делегация вернулась до- мой. Вахтанга ждала работа – после окончания Липецкого политехниче- ского техникума по результатам прак- тики его взяли в ОАО «НЛМК». – Когда я был маленьким, мой дед работал начальником лаборатории контрольно-измерительных приборов. Он разрешал мне рассматривать датчи- ки температур, научил работать с моно- метром, – рассказывает Вахтанг, – это и повлияло на выбор моей профессии, уж очень мне нравилось играть в той лаборатории. Именно поэтому молодой человек работает наладчиком контрольно-из- мерительных приборов, а робототех- ника стала для него не только студен- ческим увлечением, но и любимым делом всей жизни. Вахтанг Шенгелия С педагогом, вдохновляющим его на изобретения Робототехника покоряется увлечённым Фото автора Фото из архива В. ШЕНГЕЛИЯ Шагнул в будущее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz