Молодежный вестник. 2015 г.

Молодежный вестник. 2015 г.

№8 [5271] / 2015 ПОАМОСТКИ работалось именно с подростками. Я прекрасно нахожу с ними общий язык и, в силу осознанности их поведения и мышления, могу реализовать свои идеи, найти формат, в котором и им, и мне будет интересно о чём-то погово­ рить со сцены, что невозможно, к при­ меру, с детьми помладше. - А как по личным наблюдени­ ям, чем отличаются нынешние 13-14-летние и их ровесники «фор­ мата», к примеру, «нулевых»? Вряд ли стоит брать 1990-е, это был пере­ ломный период для всей страны, тогда всё встало с ног на голову. - Скажу так: они не похожи на под­ ростков, по крайней мере те, с кем взаимодействую я. И дело не в рас­ пространённом мнении, что дети сейчас взрослеют гораздо раньше (на мой взгляд, это не так), а в их восприя­ тии окружающего. Ведь что такое под­ ростковый возраст? Это период, когда человек внезапно оказывается лицом к лицу с миром и сталкивается с на- Сцена - черновик ситуации, которую можно «прожить» в образе без последствий ошибок и неудач сущной необходимостью найти в нём своё место. Он начинает задаваться глобальными и очень мучительными для него вопросами: «Что есть мир, в котором я существую?», «Зачем я живу?», «Кто я?». Он встречается с са­ мим собой и пытается понять этого не­ знакомца, узнать, что ему интересно, а что не очень, подружиться с ним. Это естественный процесс взросления и становления личности, а «проклятые вопросы» (как по Достоевскому) со­ провождают нас довольно долго и лишь в глубоко осознанном возрасте теряют свою остроту (но бесследно не исчезают). Так вот, я наблюдала подобное «по­ дайте мне смысл жизни, а то хоть на стену лезь» не один десяток лет. Бес­ компромиссное поведение, чёрное и Роли очень подходят " * нам по характеру. Когда в школе становимся грубыми, резкими в общении с однокласс­ никами, сразу вспоми­ наем пьесу «Явсех вас люблю» и стараемся по­ мириться и извиниться перед теми, кого не­ вольно обидели. 99 Актёры театра «Импровиз» ДДТ «Советский» белое без полутонов, жадное стрем­ ление отыскать ответы и успокоиться наконец. Поэтому-то все молодёжные студии и театры были переполнены ищущими смысл жизни подростками, а на характерные роли выстраивались длиннохвостые очереди желающих. И что показательно - подавляющее большинство из них не мечтали впо­ следствии играть в профессиональ­ ном взрослом театре. Сцена была для них моделью мира, черновиком ситуации, которую можно «прожить» в образе без последствий ошибок, неудач или разочарований. А заодно увидеть варианты развития событий. И все эти «проклятые вопро­ сы» можно было разрешить на сцене, когда твой герой убьёт, умрёт, влюбит­ ся, его бросят или он бросит сам, со­ вершит героический поступок или ся­ дет в тюрьму, предаст или получит по заслугам, а потом ты просто снимешь грим и пойдёшь домой. Никакой от­ ветственности, ведь это не более чем игра. И если потом жизнь поставит тебя в сходное положение, ты уже бу­ дешь знать, за что могут казнить, а за что наградят. ^ ^ Какой-то замкнутый * * круг получается: все хотят, чтобы их люби­ ли, а сами любить не хотят. 99 Пьеса «Я всех вас люблю» Сейчас подростков не волнуют эти вопросы. Им не нужны ни смысл жиз­ ни, ни поиск своего места в мире, ни знакомство с самим собой. Есть, ко­ нечно, исключения, но это именно ис­ ключения, единичные случаи. - Что же их интересует? - Материальные поощрения. Как минимум - грамоты за выступления. Просто так никто ничего делать не хочет. Им плевать на возможность самовыражения, если за него, это са­ мовыражение, не дают призов или дипломов для портфолио, на которых сейчас помешаны все: дети, родители, учителя. Мне приходилось слышать даже такое: «А почему я должен что-то делать, если мне за это не заплатят?». Конечно, это крайность, но она имеет место быть. - Получается, они вообще не взрослеют? Куда не прошедшему через этот возрастной кризис дви­ гаться дальше? - А никуда, консервировать своё детское состояние. Я вижу два вари­ анта: либо существовать до тех пор, пока жизнь не прижмёт настолько, что придётся срочно проходить «курс ускоренного взросления» лет в 45, либо оставаться таким до гробовой доски. ^ ^ Нужно учить детей лю- * " бить. И научить может лишь тот, кто умеет сам. А кто из нас с уве­ ренностью может ска­ зать, что он это умеет? Мой жизненный опыт говорит, что любить могут единицы. Боль­ шинство - иногда, по­ немногу, а то и вовсе принимают за любовь иные чувства и спо­ койно живут, вполне довольные такими суррогатами. 99 Ирина Танунина - Но у нас много молодёжи, ко­ торая, наоборот, взрослая не по го­ дам. К 25-ти у них уже свой бизнес, их ничем не удивишь, они занима­ ют высокие посты, всё видели, всё знают, многие уже устали от жизни. Или здесь мы затрагиваем уже дру­ гой вопрос - социализации? - Пожалуй. Социализация не дела­ ет человека психологически взрос­ лым. Он может выучить модели и ша­ блоны поведения в различных ситуа­ циях, а затем грамотно и эффективно действовать в определённой нише, но внутренне оставаться абсолютно незрелым. Это как научиться здорово играть в баскетбол или на фортепи­ ано. Ядро личности - не во внешнем успехе, это своя собственная иерар­ хия приоритетов, над которой нуж­ но размышлять и работать не один год, свои, выстраданные, жизненные ориентиры. А размышлять, работать и страдать ради какого-то там само­ определения нынешние подростки не хотят. Продолжение следует.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz