Молодежный вестник. 2015 г.
№8 [5271] / 2015 ПОАМОСТКИ работалось именно с подростками. Я прекрасно нахожу с ними общий язык и, в силу осознанности их поведения и мышления, могу реализовать свои идеи, найти формат, в котором и им, и мне будет интересно о чём-то погово рить со сцены, что невозможно, к при меру, с детьми помладше. - А как по личным наблюдени ям, чем отличаются нынешние 13-14-летние и их ровесники «фор мата», к примеру, «нулевых»? Вряд ли стоит брать 1990-е, это был пере ломный период для всей страны, тогда всё встало с ног на голову. - Скажу так: они не похожи на под ростков, по крайней мере те, с кем взаимодействую я. И дело не в рас пространённом мнении, что дети сейчас взрослеют гораздо раньше (на мой взгляд, это не так), а в их восприя тии окружающего. Ведь что такое под ростковый возраст? Это период, когда человек внезапно оказывается лицом к лицу с миром и сталкивается с на- Сцена - черновик ситуации, которую можно «прожить» в образе без последствий ошибок и неудач сущной необходимостью найти в нём своё место. Он начинает задаваться глобальными и очень мучительными для него вопросами: «Что есть мир, в котором я существую?», «Зачем я живу?», «Кто я?». Он встречается с са мим собой и пытается понять этого не знакомца, узнать, что ему интересно, а что не очень, подружиться с ним. Это естественный процесс взросления и становления личности, а «проклятые вопросы» (как по Достоевскому) со провождают нас довольно долго и лишь в глубоко осознанном возрасте теряют свою остроту (но бесследно не исчезают). Так вот, я наблюдала подобное «по дайте мне смысл жизни, а то хоть на стену лезь» не один десяток лет. Бес компромиссное поведение, чёрное и Роли очень подходят " * нам по характеру. Когда в школе становимся грубыми, резкими в общении с однокласс никами, сразу вспоми наем пьесу «Явсех вас люблю» и стараемся по мириться и извиниться перед теми, кого не вольно обидели. 99 Актёры театра «Импровиз» ДДТ «Советский» белое без полутонов, жадное стрем ление отыскать ответы и успокоиться наконец. Поэтому-то все молодёжные студии и театры были переполнены ищущими смысл жизни подростками, а на характерные роли выстраивались длиннохвостые очереди желающих. И что показательно - подавляющее большинство из них не мечтали впо следствии играть в профессиональ ном взрослом театре. Сцена была для них моделью мира, черновиком ситуации, которую можно «прожить» в образе без последствий ошибок, неудач или разочарований. А заодно увидеть варианты развития событий. И все эти «проклятые вопро сы» можно было разрешить на сцене, когда твой герой убьёт, умрёт, влюбит ся, его бросят или он бросит сам, со вершит героический поступок или ся дет в тюрьму, предаст или получит по заслугам, а потом ты просто снимешь грим и пойдёшь домой. Никакой от ветственности, ведь это не более чем игра. И если потом жизнь поставит тебя в сходное положение, ты уже бу дешь знать, за что могут казнить, а за что наградят. ^ ^ Какой-то замкнутый * * круг получается: все хотят, чтобы их люби ли, а сами любить не хотят. 99 Пьеса «Я всех вас люблю» Сейчас подростков не волнуют эти вопросы. Им не нужны ни смысл жиз ни, ни поиск своего места в мире, ни знакомство с самим собой. Есть, ко нечно, исключения, но это именно ис ключения, единичные случаи. - Что же их интересует? - Материальные поощрения. Как минимум - грамоты за выступления. Просто так никто ничего делать не хочет. Им плевать на возможность самовыражения, если за него, это са мовыражение, не дают призов или дипломов для портфолио, на которых сейчас помешаны все: дети, родители, учителя. Мне приходилось слышать даже такое: «А почему я должен что-то делать, если мне за это не заплатят?». Конечно, это крайность, но она имеет место быть. - Получается, они вообще не взрослеют? Куда не прошедшему через этот возрастной кризис дви гаться дальше? - А никуда, консервировать своё детское состояние. Я вижу два вари анта: либо существовать до тех пор, пока жизнь не прижмёт настолько, что придётся срочно проходить «курс ускоренного взросления» лет в 45, либо оставаться таким до гробовой доски. ^ ^ Нужно учить детей лю- * " бить. И научить может лишь тот, кто умеет сам. А кто из нас с уве ренностью может ска зать, что он это умеет? Мой жизненный опыт говорит, что любить могут единицы. Боль шинство - иногда, по немногу, а то и вовсе принимают за любовь иные чувства и спо койно живут, вполне довольные такими суррогатами. 99 Ирина Танунина - Но у нас много молодёжи, ко торая, наоборот, взрослая не по го дам. К 25-ти у них уже свой бизнес, их ничем не удивишь, они занима ют высокие посты, всё видели, всё знают, многие уже устали от жизни. Или здесь мы затрагиваем уже дру гой вопрос - социализации? - Пожалуй. Социализация не дела ет человека психологически взрос лым. Он может выучить модели и ша блоны поведения в различных ситуа циях, а затем грамотно и эффективно действовать в определённой нише, но внутренне оставаться абсолютно незрелым. Это как научиться здорово играть в баскетбол или на фортепи ано. Ядро личности - не во внешнем успехе, это своя собственная иерар хия приоритетов, над которой нуж но размышлять и работать не один год, свои, выстраданные, жизненные ориентиры. А размышлять, работать и страдать ради какого-то там само определения нынешние подростки не хотят. Продолжение следует.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz