Молодежный вестник. 2015 г.

Молодежный вестник. 2015 г.

УЧИСЬ УЧИТЬСЯ № 8 [6271] / 20Б Евгений КОЗЛОВ Чтобы Гоголя не трогали Не так давно в Государственной Думе вновь поднимался вопрос об изменениях в школьной программе по литературе. В частности, предлагалось убрать из неё романы Достоевского «Преступление и наказание» и Толстого «Война и мир». ЛОМАТЬ НЕ СТРОИТЬ По мнению некоторых депутатов, большинство современных россий­ ских старшеклассников не в состоянии прочесть и понять эти произведе­ ния, а посему изучение их в возрасте 16-17 лет законотворцы считают бессмысленным. При­ чины возникновения по­ добных реформаторских инициатив - тема для отдельного обсуждения, но, даже не вдаваясь в её подробности, можно смело утверждать: в рос­ сийских школах немало читающих детей, которые в состоянии справиться с русским текстом. В этом редак­ ция «МВ» имела возможность убедиться на недавно про­ шедшем в Боринской гимназии им. Героя Советского Со­ юза П.А. Горчакова «круглом столе», посвящённом Году литературы. Старшеклассники обсудили многие вопросы, касавшиеся проблем современного преподавания самого гуманитарного предмета в школе, предлагали способы по­ вышения интереса к чтению в среде молодёжи, говорили о роли книги в своей жизни. РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ВИРТУАЛЬНОСТЬ? Ведущий мероприятия, руководитель научного гимна­ зического общества Александр Трубицын, перед началом беседы привёл следующие факты: по статистике сегодня больше всего читают в Индии. Там на это занятие тратят более одиннадцати часов в неделю. В России - семь при среднем мировом уровне шесть с половиной часов. За по­ следние 15 лет в нашей стране заметно снизился интерес к чтению, и это негативно сказывается на уровне общей культуры. 35% населения России вообще не читает книг после школы. По данным Фонда общественного мнения 44% россиян за год вообще не открывают ни одной книги. Почему же так происходит? Ученица десятого класса гимназии Катя Новокрещенова дала следующий ответ: - Сегодня слишком много источников информации, развлечений. Современные технологии позволяют вир­ туально перенестись в любую точку мира, в любое время. Компьютерные игры дают возможность моделировать иную реальность. Всё у тебя перед глазами. Не нужно раз- в своей жизни мышлять, тратить время и силы на то, чтобы представить себе героя, обстоятельства, в которых он действует. За тебя это делают разработчики компьютерных игр, режиссёры многочисленных экранизаций художественных произве­ дений. - Да, фильм не передаёт содержания книги, - отмети­ ла одиннадцатиклассница Дарья Светайло. - Но он спо­ собствует популяризации литературы. Что касается меня, «Портрет Дориана Грея», «Великий Гэтсби», «Хоббит, или Туда и обратно» я прочла после просмотра одноимённых кинокартин. Конечно, режиссёр меняет замысел, привно­ сит много своего, но благодаря этому ты берёшь том в руки, имеешь возможность сравнить и убедиться, насколь­ ко всё глубже и интереснее. Я, например, третью часть эпо­ пеи, снятой по знаменитой повести Толкина, уже не стала смотреть - выбрала книгу. Подобным образом в Бо­ ринской гимназии поступа­ ют многие. Как отметила в своём выступлении учитель русского языка и литерату­ ры Раиса Ивановна Беляева, [«литература помогает ори­ ентироваться в жизни, учит ценить и любить родной язык, благодаря литературе человек умственно совер­ шенствуется, растёт духов­ но». РАМ ПЕЧАТНОГО ЛОВА Примечательно, что об- [суждение насущных вопро­ сов о современных взаи­ моотношениях человека и книги проходило в гимна­ зической библиотеке. Ей уже более 70 лет. В её фондах - свыше 30 тысяч книг. Среди них - учебники, учебно-методические пособия, справочная и художественная литература, краеведческие издания. Толь­ ко за последние пять лет в библиотеку поступило свыше 11 тысяч новых книг. Ежегодно гимназия подписывается на общероссийские учебно-методические журналы, а также выписывает мест­ ные газеты и журналы. Последние годы библиотеку возглавляет учитель рус­ ского языка и литературы, отличник народного просве­ щения Раиса Ивановна Беляева. За время её руководства библиотека преобразилась: здесь имеется компьютер с выходом в Интернет, копировальная техника, диски по предметам, электронные образовательные ресурсы. КНИГА ВО ВЕКИ ВЕКОВ От прогресса мы никуда не уйдём. Оглядываясь по сто­ ронам, сталкиваясь с молодыми в транспорте, на улице, в общественных местах, видишь, что у каждого в руках пере­ носное мобильное устройство - универсальный источник информации, поддерживающий связь с миром. Само по себе это неплохо. Вопрос лишь в том, как его использовать. Гимназист Сергей Джумаев считает, что будущее за элек­ тронными книгами, так как они гораздо мобильнее, более экологичны и, самое главное, не искажают содержание бессмертных творений. Сам он предпочитает фантастику, считает, что в школьной программе её не хватает, но к Тол­ стому и Достоевскому относится с пиететом. Он, как и все участники «круглого стола», против того, чтобы классика исчезла со школьных парт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz