Молодежный вестник. 2015 г.

Молодежный вестник. 2015 г.

№ 1 (6 2 Б 4 ]/ 2 0 Б МИР УВЛЕЧЕНИИ пустоты. Кстати, очень важно грамотно разделать тушу. Об­ щие правила таковы: разрез шкуры у животных делается со спины, у птиц - вертикально по груди. Очень уязвимое место - пах. У птиц он покрыт пухом, и, если над тушкой успели «по­ работать» собаки, почти наверняка придется реконструиро­ вать эту часть, заимствуя материал в других местах. Первое время, когда Владимир работал на прохладной закрытой террасе дома, заменившей ему мастерскую, к нему приходили друзья и знакомые, чтобы понаблюдать за про­ цессом превращения мертвой птицы в ее живую копию. Но зрителей становилось все меньше и меньше: подробности дела, что и говорить, не из приятных. Мастер острым резцом надрезает тушку и, аккуратно отгибая края шкуры, вклады­ вает внутрь кусочки ткани, чтобы кровь и лимфа не попада­ ли на оперение. Постепенно, проникая все глубже и глубже, таксидермист отделяет шкурку, педантично выскабливая ее от жира, мяса и пленки острым ножом. А если необходимо, подключает электроинструмент - болгарку. Очистка осо­ бенно важна: как только шкура будет натянута на манекен, в ней, если она плохо обработана, моментально начнут раз­ множаться микробы. Срок годности такого изделия недолог. А вот хорошие чучела «живут» до 50 лет. Некоторые, снимая шкуру, делают надрезы в тех местах, где крылья. Но Владимир обходился без них ради сохране­ ния целостности изделия. После освобождения от тушки на­ чинается процесс мездрения, дубления и сушки: обработан­ ную шкуру таксидермист натягивает на фанеру. - Пока она подсыхает, ее нужно подтягивать и мять, - по­ ясняет Владимир. - Также важно обработать дезраствором перьевой покров от кожной и перьевой моли и клещей. Вдо­ машних условиях применяется, как правило, медный купорос или спреи для обработки мехов (они продаются в магазине). ОРЕЛ НЕБЕСНЫЙ И ДРУГИЕ Некоторых таксидермистов можно считать в своем роде художниками, творцами образов, наделенных особым смыс­ лом. Одна из таких работ - «Лиса и воробей». По задумке, лиса приготовилась к прыжку, а нахохлившийся воробей до­ бавлял сюжету настроения. -Для передачи позы охотницы, создания эффекта напря­ жения подчеркнул и выделил плечевые суставы, - вспоми­ нает Владимир. - Очень многое в образе животного зависит от глаз. Представьте, вот лиса увидела добычу и пристально смотрит на нее. Нужно достоверно передать этот взгляд. Сна­ чала я делал глаза сам, теперь достаточно качественные по­ купаю в ателье мягких игрушек. При изготовлении этой композиции Владимир также по­ лучил опыт разделывания маленькой тушки воробья. Работа эта менее трудоемкая, но возни хватает. Пришлось пофан­ тазировать и с воссозданием природного ландшафта. Лиса бежала вдоль заросшего камышом пенного речного берега. Засохший титановый клей имитировал побережье, а с помо­ щью монтажной пены и краски Владимир изготовил камыш. Один из крупных и ярких образов, созданных Владими­ ром Овчинниковым, - степной желтоглазый красавец орел с почти двухметровым размахом крыльев. Он украшает при­ хожую. Его доставили из подмосковного питомника, где со­ держатся собаки породы сибирская хаски. Они-то и потре­ пали каким-то чудом залетевшего на их территорию орла. Подмороженная тушка была в крови и казалась напрочь испорченной. Но сейчас никаких повреждений не видно. Полураскрытый клюв и размах мощных крыльев создают ощущение полета. ЭТИКА ПРОФЕССИИ О ней почти ничего не говорится, но Владимир сам опре­ делил для себя некий свод запретных правил и неукосни­ тельно им следует. Однажды его попросили сделать цаплю на болоте, но, заглянув в Красную книгу Липецкой области, мастер отказал заказчику. Редких птиц и животных, занесен­ ных в Красную книгу, в его мастерской не встретишь. Другое правило - табу на домашних животных. Правда, здесь при­ чина иная: получится уже другая собака или кошка, отличная от оригинала, и это разочарует хозяина. Работа таксидерми­ ста и редкая, и опасная. Чаще всего в мастерскую Владими­ ра попадают трагически погибшие птицы и животные. Лоси, сбитые машинами на автомагистралях. Как-то раз он видел барсука, бьющегося о колесо автомобиля. - Наверняка животное было больно бешенством. Но я знаю об этом не всегда, поэтому иногда приходится риско­ вать, - рассказывает Владимир. - Стараюсь не порезать­ ся, что не всегда получается. Недавно вот поранил руки об острые когти совы. Но я сразу же обрабатываю раны пере­ кисью водорода. Впрочем, таксидермия не единственное увлечение парня. Мама Татьяна Овчинникова с гордостью показала стену в гостиной, разрисованную сыном несколько лет назад, - один из его первых художественных опытов. - У Володи с детства развит художественный вкус. Во вся­ ком облаке, ветке дерева он видел образ. Искал сходство с какими-то одушевленными предметами. Такие способности даны не каждому. С юных лет начал заниматься резьбой по дереву. Инстру­ мент в руках мастера послушен до такой степени, что позво­ ляет дать волю безудержной фантазии. Одна из его послед­ них объемных работ - ключница длиной около метра, целый шкаф для хранения ключей и прочих вещей. Владимир Овчинников не ставит свои работы на поток и стремится достичь совер­ шенства в передаче образа. Он верит, что его творчество необходимо людям. I I к I -л». ‘

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz