Молодежный вестник. 2015 г.
И М Е Н А Н А К А Р Т Е N° 4 [52Б7] / 2015 к Анастасия ПОПОВА « Горькие » университеты Горького Липецкий край также нашел от ражение в творчестве «буревестника революции». На железнодорожной станции Добринка он проходил «свои первые университеты». Было холодно и сыро, октябрь ский пронизывающий ветер про бирал до костей, но сутуловатый па рень, гонимый нуждой, лишь крепче кутался в пиджачок. Знакомый Началов обещал устроить его кон торщиком на железнодорожную станцию. Однако место оказалось занято, и молодого человека приня ли на должность ночного сторожа. За 12 рублей в месяц он должен был стеречь хлебные лабазы, работать грузчиком, а иной раз и помощни ком кухарки. Этот общительный, начитанный, с характерным волжским говорком парень был не кто иной, как Алексей Максимович Пешков, никому не известный, начинающий писатель, которого спустя несколько лет мир узнает Ьод именем Максим Горький. «Я - НОЧНОЙ СТОРОЖ» На станции Добринка Пешков оказался в 1888 году во время своих «хождений по Руси». К тому вре мени она уже как двадцать лет зна чилась на железнодорожной карте новой линии Грязи - Борисоглебск. Пристанционный поселок находил ся у Добринских Выселок. Это был один из хлеботорговых пунктов. Ежегодно скупщики вывозили от сюда около двух миллионов пудов зерна. В конце XIX века в поселке насчитывалось около ста дворов, имелись земская школа, почтово-те леграфная контора, базар. Типичное захолустье —один из многих «медве- жьих углов» Российской империи. Поселился будущий классик в казарме-общежитии для неженатых служащих станции. Теперь это дом № 2 на улице Горького. Он сохранил ся до наших дней, правда, утратил неповторимый колорит старинной постройки. Теперь здесь находятся современные торговые павильоны. Однако характеры служащих, местных жителей и те месяцы, что он провел на станции, ярко описаны в рассказах «Сторож», «Скуки ради», «Из прошлого» и других произведе ниях писателя. Вот первые строки из «Сторожа»: «Я - ночной сторож станции Добринка; от шести часов вечера до шести утра хожу с палкой в руке вокруг пакгаузов; со степи тысячью пастей дует ветер, несутся тучи сне га, в его серой массе медленно плы вут туда и сюда локомотивы, тяжко вздыхая, влача за собою черные звенья вагонов, как будто кто-то, не спеша, опутывает землю бесконеч ной цепью и тащит ее сквозь небо раздробленною в холодную белую пыль...» «СКУШНО, ЧЕЛОВЕК...» Служба оказалась далеко не сахарной: изнурительные ночные дежурства, душевное одиночество, осознание бессмысленности своей работы - по ночам он охранял то, что днем разворовывал его началь ник. Да и коллеги грешили, продавая свою бдительность за час любви с первой добринской красавицей. «Хождение мое по Руси было вы звано желанием видеть, где я живу, что за народ вокруг меня», - писал впоследствии Горький. Персонажи «Сторожа» написаны с натуры, без прикрас и жалости. Так, начальник станции П.П. Архангельский (в рассказе - Африкан Петровский) был на руку нечист. Личное дело Павла Павловича, которое хранится в го сударственном архиве Воронежской области, пестрит выговорами по службе. Его литературный двойник не только воровал, но и закатывал бесстыдные пьяные гулянки. Часто на эти ночные посиделки начальник приглашал Алексея. Петровскому и его гостям нравились русские песни, которые «сказывал» молодой сто-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz