Молодежный вестник. 2014 г.

Молодежный вестник. 2014 г.

25 [Б2Б2] / 2014 МИР УВЛЕЧЕНИЙ ным итяжелым механизмам. Их трудно вытолкнуть за круг, но они не маневренны. А можно сконструировать легкого «бойца», но ему бу­ дет сложно держать баланс и не заваливаться набок. Лучше всего сделать универсального робота. На такую модель можно «на­ весить» столько датчиков, сколько потребуется. При оценке сил соперника сле­ дует оптимизировать свое устройство так, чтобы полу­ чить больший шанс на вы­ игрыш. Универсальный робот обладает быстротой и точ­ ностью реакции. Он должен сразу определять, где на­ ходится противник, даже если тот за спиной, иметь возможность обзора на 360 градусов, верно вычислять расстояние до соперника, правильно дозировать мощ­ ность двигателя, иметь меха­ низм защиты или нападения. - Создать такую машину очень сложно, это же целый математический расчет! - удивляюсь я. - Конечно, все нужно просчитать, измерить и взвесить, - соглашается Денис Александрович, - но ребята делают расчеты очень быстро. Так, свою первую лабораторную мо­ дель они собрали всего за пятнадцать минут и тут же запрограммировали на нее двадцать функций, из кото­ рых половина мне, челове­ ку с высшим техническим образованием, и в голову бы не пришла. Взрослым кажется, что это сложно, а им - нет. Мои подопечные все время пробуют что-то новое, спрашивают: «А если сделать вот так?». И я раз­ решаю, даже если вижу, что это изначально неправиль­ но. Учиться нужно методом проб и ошибок. ПОПЫТКА НЕ ПЫТКА Некоторые ребята, добив­ шиеся успеха в обучении, выходят на соревнования. Среди них - пятнадцатилет­ ний Алексей Коробейников, участник окружных состя­ заний молодых исследова­ телей Центрального феде­ рального округа «Шаг в бу­ дущее, Центральная Россия». - Когда в начале учебного года я пришел в объедине­ ние робототехники, не имел особого опыта в области конструирования, но увле­ кался составлением компью­ терных программ и любил физику, - делится Алексей. Спустя несколько ме­ сяцев занятий он смог со­ брать ветрогенератор - устройство, работающее от ветрового потока и пре­ образующее его энергию в электрическую. С ним мо­ лодой человек и вышел на соревнования. Внутри механизма находится пластина-про­ водник, а сверху и снизу - мощные магниты, - рас­ сказывает о своем устрой­ стве Алексей. - На мельни­ цу дует ветер, она крутит проводник, как вертел, и в результате образуется элек­ трическая энергия. Кстати, такой проект можно воплотить в жизнь. Погодные условия Липец­ кой области подходят для установки ветрогенерато- ра, поскольку он может ра­ ботать при скорости ветра от 3-4 м/с. В наших краях такое бывает практически каждый день. Несмотря на то, что мо­ лодой человек не занял на соревнованиях призового места, он не отчаивается: - Я получил хороший опыт, понял, как улучшить свой проект. Он должен быть действующим. Ведь судьи оценивали не только теоре­ тический материал, но и ис­ ходили из целесообразности применения изобретения. БУДУЩЕЕ НАСТАЛО Не секрет, что в двад­ цать первом веке полови­ на устройств, окружающих нас, является роботами. Они бывают различных видов: летающие, ползающие, ша­ гающие. Поэтому возмож­ но создание моделей для решения большого спектра проблем. Например, шагаю­ щий робот поможет преодо­ леть препятствия на пересе­ ченной местности, а плава­ ющий - исследовать глуби­ ны океана. Проектирование устройств с искусственным интеллектом ограничивает­ ся лишь фантазией челове­ ка, а задача для выполнения всегда найдется. Именно поэтому в ближайшем буду­ щем профессия, связанная с робототехникой, станет вос­ требованной.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz