Молодежный вестник. 2014 г.
№ 14 [6251] / 2014 РАКУРС Прокомментировать ситуацию мы попросили заместителя директора областного центра психолого- медико-социального сопровождения, консультанта общественной приемной «Липецкой газеты» Маргариту Дунскую. СЕМЬЯ Многим детям свойственна агрес сивность. Их переживания и разоча рования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказы ваются весьма острыми и труднопере носимыми в силу незрелости нервной системы, поэтому наиболее удовлетво рительным для ребенка решением мо жет оказаться и физическая реакция. На появление подобного поведе ния в особенности влияет воспитание: дружная ли семья, близки ли родите ли с детьми, ладят ли братья и сестры. Если мать с отцом регулярно руга ют и наказывают сына или дочь, дети начинают проявлять агрессивность защитного характера или подражать модели поведения родителей: про воцируют ссоры, плохо ведут себя в школе. Когда на вспыльчивость ребенка дома не обращают внимание, его по ведение не контролируют, он понима ет это как вседозволенность. Впослед ствии агрессия становится для него типичной в повседневной жизни. Случается наоборот: детям не дают возможности сделать самостоятель ный выбор, запрещают любые формы проявления гнева, и ребенок система тически подавляет свои эмоции. Итог - насмешки над окружающими, под стрекательство к дракам, воровство. Если родители проявляют агрес сию по отношению к окружающим в его присутствии (например, ругают соседей, учителя и тщ.), у ребенка за крепляется уверенность, что именно окружающие - виновники всех их бед. Кроме того, подростки зачастую по падают под сильное влияние ровесни ков, формирующих асоциальную шка лу жизненных ценностей. Таким детям присущи эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстни ков, так и против взрослых. У них на блюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повы шенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить вы ход из трудных ситуаций. САМОУТВЕРЖДЕНИЕ Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и те, у кого агрессивность - средство поднятия престижа, демонстрация самосто ятельности. Они претендуют на не формальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Способствует успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказыва ется беззащитным перед наглостью и цинизмом. НАБЛЮДАТЕЛИ Мощным посылом к агрессии мож но считать и «сторонних наблюдате лей». Во-первых, они могут подогревать либо, наоборот, подавлять негативные проявления прямыми действиями (на пример, словесно: «Ну что ты стоишь? Давай! Давай! Бей ее с левой!»). Во-вторых, присутствие посторон них может усиливать прямую агрес сию, если агрессор полагает, что его действия вызовут одобрение со сто роны зрителей, и подавлять ее, если обидчик опасается, что его действия встретят неодобрение или порицание. Что касается самой аудитории, то наблюдатели отождествляют себя с драчуном, «перенося» на жертву свои подавляемые чувства, обиды и страхи. Поэтому сцены насилия вызывают по вышенный интерес у людей в общем, а особенно у подростков. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессив ности, ведь ее отсутствие приводит человека к пассивности, слабости и безволию. Она играет роль в станов лении личности, превращая ее либо в потенциального агрессора, либо в по тенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. КОНТРОЛЬ Ребенок учится контролировать себя, встречая одобрение или неодо брение родителей. Его тревога при этом двояка: с одной стороны, страх наказания, с другой - боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и ли шиться их поддержки. Постепенно нормы переходят из внешних во внутренние, и поведе ние регулируется совестью, чувством вины или стыда, что не одно и то же. У совести критерий оценки высшего порядка, стыд же связан с оценкой окружения. К слову, явление «эффекта толпы» (поведение подруг Ани) основано на ослаблении контроля, который за дается внешними рамками. Пытаясь получить одобрение сверстников из значимой для них группы (в данном случае дворовой компании), дети вы нуждены действовать не столько по своему разумению, сколько подчиня ясь требованиям группы. При малей шем сопротивлении им в лучшем слу чае грозит исключение из этого круга, а значит, и потеря важных связей со сверстниками. В итоге подросток со вершает то, от чего потом готов откре ститься всеми правдами и неправда ми, но уже поздно. И в заключение. «Но разве оно та кое - детство?» Очень хороший во прос. Важно, чтобы родители знали на него ответ. Ведь это им хочется, что ребенок быстрее повзрослел и не от влекал их от работы, отдыха, жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz