Молодежный вестник. 2014 г.

Молодежный вестник. 2014 г.

№ 14 [6251] / 2014 РАКУРС Прокомментировать ситуацию мы попросили заместителя директора областного центра психолого- медико-социального сопровождения, консультанта общественной приемной «Липецкой газеты» Маргариту Дунскую. СЕМЬЯ Многим детям свойственна агрес­ сивность. Их переживания и разоча­ рования, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказы­ ваются весьма острыми и труднопере­ носимыми в силу незрелости нервной системы, поэтому наиболее удовлетво­ рительным для ребенка решением мо­ жет оказаться и физическая реакция. На появление подобного поведе­ ния в особенности влияет воспитание: дружная ли семья, близки ли родите­ ли с детьми, ладят ли братья и сестры. Если мать с отцом регулярно руга­ ют и наказывают сына или дочь, дети начинают проявлять агрессивность защитного характера или подражать модели поведения родителей: про­ воцируют ссоры, плохо ведут себя в школе. Когда на вспыльчивость ребенка дома не обращают внимание, его по­ ведение не контролируют, он понима­ ет это как вседозволенность. Впослед­ ствии агрессия становится для него типичной в повседневной жизни. Случается наоборот: детям не дают возможности сделать самостоятель­ ный выбор, запрещают любые формы проявления гнева, и ребенок система­ тически подавляет свои эмоции. Итог - насмешки над окружающими, под­ стрекательство к дракам, воровство. Если родители проявляют агрес­ сию по отношению к окружающим в его присутствии (например, ругают соседей, учителя и тщ.), у ребенка за­ крепляется уверенность, что именно окружающие - виновники всех их бед. Кроме того, подростки зачастую по­ падают под сильное влияние ровесни­ ков, формирующих асоциальную шка­ лу жизненных ценностей. Таким детям присущи эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстни­ ков, так и против взрослых. У них на­ блюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повы­ шенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить вы­ ход из трудных ситуаций. САМОУТВЕРЖДЕНИЕ Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и те, у кого агрессивность - средство поднятия престижа, демонстрация самосто­ ятельности. Они претендуют на не­ формальную, но более авторитетную власть, опираясь на свою реальную физическую силу. Способствует успеху таких лидеров и умение безошибочно определять слабых, тех, кто оказыва­ ется беззащитным перед наглостью и цинизмом. НАБЛЮДАТЕЛИ Мощным посылом к агрессии мож­ но считать и «сторонних наблюдате­ лей». Во-первых, они могут подогревать либо, наоборот, подавлять негативные проявления прямыми действиями (на­ пример, словесно: «Ну что ты стоишь? Давай! Давай! Бей ее с левой!»). Во-вторых, присутствие посторон­ них может усиливать прямую агрес­ сию, если агрессор полагает, что его действия вызовут одобрение со сто­ роны зрителей, и подавлять ее, если обидчик опасается, что его действия встретят неодобрение или порицание. Что касается самой аудитории, то наблюдатели отождествляют себя с драчуном, «перенося» на жертву свои подавляемые чувства, обиды и страхи. Поэтому сцены насилия вызывают по­ вышенный интерес у людей в общем, а особенно у подростков. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессив­ ности, ведь ее отсутствие приводит человека к пассивности, слабости и безволию. Она играет роль в станов­ лении личности, превращая ее либо в потенциального агрессора, либо в по­ тенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. КОНТРОЛЬ Ребенок учится контролировать себя, встречая одобрение или неодо­ брение родителей. Его тревога при этом двояка: с одной стороны, страх наказания, с другой - боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и ли­ шиться их поддержки. Постепенно нормы переходят из внешних во внутренние, и поведе­ ние регулируется совестью, чувством вины или стыда, что не одно и то же. У совести критерий оценки высшего порядка, стыд же связан с оценкой окружения. К слову, явление «эффекта толпы» (поведение подруг Ани) основано на ослаблении контроля, который за­ дается внешними рамками. Пытаясь получить одобрение сверстников из значимой для них группы (в данном случае дворовой компании), дети вы­ нуждены действовать не столько по своему разумению, сколько подчиня­ ясь требованиям группы. При малей­ шем сопротивлении им в лучшем слу­ чае грозит исключение из этого круга, а значит, и потеря важных связей со сверстниками. В итоге подросток со­ вершает то, от чего потом готов откре­ ститься всеми правдами и неправда­ ми, но уже поздно. И в заключение. «Но разве оно та­ кое - детство?» Очень хороший во­ прос. Важно, чтобы родители знали на него ответ. Ведь это им хочется, что ребенок быстрее повзрослел и не от­ влекал их от работы, отдыха, жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz