Молодежный вестник. 2014 г.
№ Ю [6247] / 2014 РАКУР! - Премудрости были изучены, и пришла пора передавать знания детям? Как и когда вы решили стать педагогом? Кому давали свои первые уроки? - На самом деле в этой профессии я очень давно,лет с шестнадцати, можно сказать. Первые ученики появились еще в студенческую пору, на втором курсе музучилища. Так часто бывает: к преподавателям обращаются с просьбой порекомендовать студента, который мог бы позаниматься с детьми дополнительно. Помимо этого, у нас была еще педагогическая практика: собирались группы, проводились занятия. Сами педагоги приводили к студентам своих детей. Нам же хотелось тогда как-то выделиться, заявить о себе, предложить что- то новое, свое. Энергия, задор били через край, поэтому и ребятам было интересно с нами заниматься. Учась в консерватории последние два года, я тоже работала, но уже в музыкальном училище в Арзамасе. Ну а потом вернулась в родную школу. С тех пор преподаю здесь. - Что вы можете сказать о современных учениках? Кстати, как в школе с наполняемостью? Сегодня как-то спорт больше в почете... - Когда-то у нас было 200-300 человек, теперь эта цифра перевалила за тысячу. Интерес, как видите, не ослабевает. Особенно охотно идут учиться вокалу и игре на гитаре. Сейчас модно петь, да и гитара в популярности у молодежи не уступает. К тому же инструмент доступный. В том смысле, что относительно недорогой по цене, практичный в транспортировке, настройке, ремонте. В плане обучения, как вы понимаете, все гораздо сложнее. Поставить руку, добиться чистого звучания непросто: утомительные часы занятий, боль в пальцах, кажущиеся однообразными и ненужными упражнения... На первом этапе многие попросту бросают. И это, конечно, не только гитары касается. В последнее время много говорят о так называемом клиповом сознании современной молодежи. Это действительно проблема, и выявляется она прежде всего в процессе обучения. Нет потребности, а точнее, мотивации погружения в предмет. Не углубляться, не тратить времени, всего понемногу, успеть как можно больще охватить. Из этих разрозненных кусков пытаются создать картину, а она не получается. Не знаю, может быть, именно из-за этого к нам приходит все больше и больше детей, которые не чувствуют ритма. - А как же скорости XXI века, динамика, темп, ритм современной жизни? - Мы живем в неритмичное время: ставим и сносим памятники, меняем названия государственных структур, отказываемся от старых экзаменационных форм - вводим новые, затем упраздняем и их, чтобы восстановить прежние. Подобное происходит везде. Столько сумбура, хаоса вокруг, а ритм - это упорядоченное течение времени. Ритм - это смена времен года, дня и ночи. Вроде бы такие простые вещи, но для того, чтобы они зазвучали в голове ребенка, приходится прилагать значительные усилия. И раз, и два... этому сегодня необходимо учить как никогда. Дети,конечно же, бывают разные. Есть упорные, талантливые. Ученик нашей школы Сергей Басукинский (педагог Наталья Ивановна Семиколенова), например, закончил Московскую консерваторию, сейчас продолжает совершенствовать исполнительское мастерство пианиста в Лондонской Королевской академии музыки. За год он осваивал программу трех лет. Катя Мельникова, бывшая наша подопечная, окончила Московскую консерваторию, причем она и музыковед, и прекрасная пианистка. - Здесь, наверное, от семьи многое зависит, от того, в какой среде ребенок воспитывается... - Когда к нам приходят записываться малыши, мы обычно просим их спеть какую-нибудь детскую песенку. Не знают, не умеют. Уровень музыкальной культуры сегодня заметно снизился. Достаточно включить телевизор - многое сразу становится ясным. В нашей школе мы, безусловно, отдаем приоритет классической музыке. Это не простой, не популярный путь, но какое удовольствие испытываешь, когда старшеклассники исполняют что-то из великого музыкального наследия! И дело даже не в том, что ребята играют ровно, соблюдая музыкальные интервалы, попадая в ноты. Ты понимаешь, что они уже чувствуют автора, его настроение, интонации, ритм. Это высший пилотаж, ради этого стоит работать. Окончание на 26-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz