Молодежный вестник. 2014 г.
№ 8 [5245] / 2014 ВАЖНЫЙ ВОПРОС работано не было. Наверное, внедре ние этого «технологического новше ства» было настолько экономически выгодным и, как следствие, динамич ным, что о такой мелочи попросту и не вспомнили. О других «мелочах» на меренно постарались забыть. До 2006 года все работники этого цеха ходили только с фильтрующими противога зами. В 2007-м посчитали, что это не оправданная роскошь. Вместо них ста ли выдавать копеечные марлевые по вязки «Алина-АВ», которые и от пыли- то плохо защищают. И это несмотря на то, что в паспорте безопасности четко прописано; при работе с бензолом необходимо использовать фильтру ющие противогазы и настоящие ре спираторы. Операция с сильным ядом почему-то стала считаться безопасной. Разгрузку цистерн с бензолом через нижнее сливное отверстие аппаратчи кам - этому есть документальное под тверждение - рекомендуют произво дить лишь в защитных очках. Ни слова о противогазе и респираторе! В советское время в бригаде, ра ботавшей по сменам на этом участке, трудилось порядка 10 человек. Сейчас обходятся пятерыми. Что ж, оправды вает себя подобная оптимизация? Что бы ни думали по этому поводу владе лец предприятия, директор комбина та или простой работяга, но только после этого несчастного случая зло получная установка была демонти рована - вернулись к варианту 2006 года. Сейчас сливают только днем, только с применением газозащитно го оборудования в присутствии спа сателя и только через верх. Интерес но, что выгрузка происходит за те же полтора часа: нужно было всего лишь установить более мощные насосы. На комбинате есть список работ повы шенной опасности. Раньше выгрузка сырого бензола там не значилась, сей час ее включили в список. Чтобы ее произвести, оформляется отдельный документ - наряд-допуск, в котором четко прописано, кто исполнитель ра бот, кто производитель, допускающий, выдающий наряд, какие мероприятия выполняются. Без этого документа вы гружать бензол нельзя. Да, весь ком плекс мероприятий по безопасности труда выполнен, но какой ценой! МЕРТВЫЕ СРАМА НЕ ИМУТ Кто же виноват в случившемся? Как объяснил «МВ» инспектор по охране труда федерации профсоюзов 10рий Владимирович Сологуб, если комис сия при расследовании ЧП обнаружи ла факт грубой неосторожности само го пострадавшего, то с учетом мнения профсоюзной организации устанав ливается процент его вины. В соот ветствии с ним и будут производиться последующие выплаты стороне по терпевшего. В коллективном договоре НЛМК записано, что в случае смерти работника на производстве по не за висящим от него причинам родствен ники должны получить зарплату за три года. Поэтому-то на НЛМК строго сле дят за смертями. И если случится так, что человек допустил какое-то нару шение инструкции, сумма соответству ющих выплат значительно сокраща ется. Подобных инструкций создается превеликое множество (на это время по известным причинам находится). Безукоризненно следовать им может разве что терминатор. Совершенно очевидно: найти нарушения со сто роны пострадавшего при подобной правовой организации труда - вопрос решенный. Если посмотреть архивы комбината, то в 90% несчастных случа ев виноваты сами работники. Тягаться в одиночку с металлургическим гиган том в суде смешно: государственная инспекция труда, армия квалифици рованных высокооплачиваемых юри стов не батальон сестер милосердия. Их задача - списать все на мертвого и не создавать обратных прецедентов. «Мало ли, что работал, мало ли, что отдал жизнь комбинату. Теперь тебя уже нет в живых, и ты не можешь при носить нам доход. Семья? Что ж, сочув ствуем, но ведь всех не прокормишь. Нам ведь тоже деньги нужны...» Далее можно было бы продолжить словами все той же басни Крылова про Волка и Ягненка: «...ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать». Даже при всех вышеописанных нарушениях ос нования для такого отношения к делу Следственный комитет нашел и при думал свою басню. Жеребцов якобы нарушил план ликвидации аварии. Утверждение более чем странное, ибо сменный мастер погиб практически одномоментно с возникновением ава рии. Дело в том, что аварийной на этом участке может считаться лишь та ситу ация, при которой неконтролируемый разлив бензола происходит с интен сивностью приблизительно 16 литров в секунду. Когда же аппаратчик начал открывать прижимной винт нижнего сливного прибора, течи бензола не было - вытекала вода, образовавша яся при конденсации пара, которым в течение трех часов разогревалась ци стерна. Это на данном производстве рядовая ситуация, и она не давала ни каких оснований для тревоги. После того как внутренний клапан попыта лись закрыть сверху, цистерну неожи данно прорвало и люди мгновенно по гибли. Могли ли они под этим отравля ющим потоком, в считанные секунды убивающим человека, действовать по плану ликвидации?! Ответ очевиден. Но только не для Следственного ко митета, который упорно пытается сва лить вину на погибшего. СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ «ЗНАТОКИ» Похоже, что идеалы советского кино для тех, кто по долгу службы занима ется этой историей, навсегда отошли в прошлое. Иначе как объяснить череду таких нелепостей? «Материалы рассле дования группового несчастного слу чая со смертельным исходом» - так на зывается папка с документами по это му делу. Так что же получается? Гибель людей была случайностью? Неужели установленных вышеперечисленных фактов, последствий недостаточно, чтобы считать этот случай печальной закономерностью, аварией, к которой шли на комбинате не один год. Окончание на 10-й стр. Химикаты - на особом порядке
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz