Молодежный вестник. 2014 г.

Молодежный вестник. 2014 г.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ № 7 [5 2 4 4 ] / 2014 Продолжение. Начало на предыдущей стр. при любой специальности. Предпринимателю, врачу, журналисту-фрилансеру, любому человеку в определенные моменты приходится выбирать между интересами профессиональными и личными, семейными, и так далее, а иногда, если у человека две профессии, возникает конфликт интересов между ними. Особая сверхприоритетность творческих занятий по сравнению с другими - это лишь миф. Вторая ошибка состоит в том, что преувеличивается некая «фатальность» подобного выбора. Как будто никак и ни при каких обстоятельствах нельзя совмещать этот труд с личной жизнью, или с семейными обязательствами, или с другим трудом. При хорошей организации (пусть даже это для кого-то скучное, нудное слово), при способности взаимодействовать и договариваться с людьми, при наличии взаимопонимания, партнерства, доверия до известной степени можно совместить в жизни и успеть очень многое. Тут есть не проблема поэта и толпы, поэта и повседневности или чего-то подобного, а, скорее, проблема упрямства, упрямых баранов, аутично настроенных эгоистов, нарциссов, неспособных к партнерству людей, проблема их плохой организации. При этом бывает так, что просто не надо делать столько дел одновременно. Есть люди, которым надо делать только одно дело, некоторые могут делать два, есть такие, кто успевает сделать три. И в хорошую организованность, как я ее понимаю, входит способность оценить, сколько дел ты можешь делать сам. Что же касается партнерства, там то же самое: с кем идти, как говорится в Писании, одно поприще, с кем два, а с кем-то семь. Как быть с близкими людьми? Как терпеть своих домашних? Например, если они поэты, или ты сам поэт, или они врачи, или моряки и все время ходят в плавание, а тебе это не по душе - как быть? Это все решает способность организовать свою жизнь и способность договариваться с другими, учитывать их интересы. Мы все знаем, что лучше не обещать, чем обещать и не выполнять, лучше договариваться с человеком и потом действовать по договоренности, долги лучше отдавать, а если не можешь, то хотя бы открыто сказать: «Потерпи на мне», и так далее. Знаем, что можно с людьми дружить и находить общий язык, что иногда плохой мир лучше доброй ссоры, но не всегда так. Если ты не упрямый баран, не занят всякими обидками и не эгоист, все это возможно. А вопрос о каком-то таком «поэте без границ» - надуманный как со стороны поэтов, которые взвинчивают миф о себе как особых существах, требующих особых условий жизни, так и со стороны тех, кто их за это полностью выдуманное качество осуждает. - Как у Цветаевой... - Как у Цветаевой. Давай представим себе, что Марина Ивановна - это не Цветаева, а, допустим, учительница в школе, классная руководительница. И она кричит дочке, что ей некогда мыть посуду, чистить кастрюли, но только не потому, что надо писать стихи «Мой милый, что тебе я сделала», а потому что ей надо проверить 20 сочинений и спланировать на завтра урок. Или она могла бы быть учителем сольфеджио в музыкальной школе, или врачом, или берущим работу на дом диспетчером. Но так получилось, что она работала поэтом. Это не повод писать ее апологию, лепить из нее миф. Хотя в нашей культуре почему-то так принято. - Но разве поэт, который пишет прекрасные стихи, не находится в гораздо большем конфликте с окружающей действительностью по сравнению с остальными людьми? - Никак не аксиома. Скорее привычный миф, мем. На самом деле у всех людей достаточно конфликтов по разным поводам. Поэт, конечно, тоже может вступать в конфликт с другими областями своей жизни. С какими? Вовсе не обязательно быт, дом, семья. Это такое декадентское восприятие, «тот всемирный запой» поэта, о котором писал Блок. Но бывает по-разному. А что если у поэта свой магазин или ресторан? Многие поэты имеют бизнес. И тогда будет конфликт между временем, отводимым на творчество, и бизнесом. Но это в конечном счете вопрос распорядка дня. Бывает, надо признаться себе, что какие-то занятия тебе просто не подходят. - Распространено мнение, что поэты - все как один нестандартные личности и жизнь их, соответственно, нестандартна. - Это еще одна ошибка. Когда мне говорят, что я нестандартный, я готов обидеться. Как будто бы говорят, что я псих. Поэты - нормальные люди. А ситуации складываются разные. Нестандартная жизнь, что бы мы ни подразумевали под этим, бывает у разных людей. Втом числе у тех, кто не имеет никакого отношения к искусству. Просто мы чаще говорим о сильно взвинченных и очень раскрученных сюжетах. Знаменитых сюжетах. - Такие сюжеты присущи в большом количестве Серебряному веку. Ахматова, Маяковский, Есенин - все они были имморалистами. А как дела обстоят в современной литературной среде? - Я не наблюдаю, что сейчас в литературной среде торжествуют своеобразные имморалистические мемы Серебряного века. Внормальной, типичной литературной семье это все вспоминается как милая археология, как некие красивые идеи, в какой-то степени заблуждения, мифы начала XX века. Да, биографии многих великих людей заслуживают внимания. Но я не видел людей искусства, которые лепили бы себя вот так с Блока, Белого, Мережковского, Минского или устраивали философские оргии, религиозно-философские собрания. Возможно, есть определенные узкие круги, следующие или подражающие этим авторам или, скорее, этим традициям, но это не статистика. Если обратиться к опыту известных поэтов и писателей сейчас, что мы увидим? Мы увидим, что это такие же люди, как все. Взависимости от темперамента, кто-то преподает в высшем учебном заведении, кто-то имеет свой бизнес, кто-то посвящает много времени дому и семье, кто-то бухает. Но это общечеловеческая статистика. Бухают ведь не только поэты. - Тогда мы приходим к тому, что поэт, художник или музыкант ничем не отличается от простото человека. И, в общем-то, для произведения (из своей жизни) искусства не требуется каких-то особенных условий. - Конечно! А чем бы он отличался? Даже когда эти мифы раскручивались, люди понимали, что они

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz