Молодежный вестник. 2014 г.

Молодежный вестник. 2014 г.

4 [6241) / 2014 СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ Евгений КОЗЛОВ Жизненно необходимая красота «Пришла Коляда, открывай ворота, открывай сундучок, доставай пятачок», - слышу я под Рождество каждый год и сыплю в карманы детей конфеты и пряники. Откровенно сказать, не нравится мне это. Нет, сладостей для ребят не жалко, и против славянского обычая колядовать я ничего не имею. Скорее наоборот. Но эта кургузая формула «открывай-доставай»... Даже повто­ ряющиеся глаголы на «отпирай» или «отворяй» не догадались заменить... Жалко детей. Спрашиваю у них: «А вы еще какие-нибудь стишки знаете? Может, игры, потешки праздничные?» Пересмеиваясь, толкают друг друга, смотрят исподлобья, мол, ты че, дядя, с дуба рухнул, тебе ж сказано - доста­ вай пятачок: Рождество у нас... Право слово, уж лучше что-нибудь типа «Доставайте колбасу, не то хату разнесу»... Пусть более радикально, зато с элементами новизны. В чем бы современного обывате­ ля сегодня ни убеждали, приходится признать: народные традиции уже не имеют основополагающего значения. Большинство из нас не просто утра­ тили понимание сакрального смысла тех или иных обрядов и промыслов, а разучились видеть настоящую кра­ соту народного языка, быта, искусства - всего того, что делает нас истинно русскими людьми. От богатого стола русских обрядов остались нам зачер­ ствевшие корки, которые мы пока еще собираем. Отпирай - доставай... ОБРЕТЕННЫЕ СОКРОВИЩА Тем не менее очаги национальной культуры на Руси все-таки сохрани­ лись, взаимодействуют между собой, а значит, и надежда на возрождение остается. Наш областной Центр романовской игрушки не просто хранит, а активно восстанавливает народные тради­ ции. Причем делает это в доступной, занимательной форме и на высоком профессиональном уровне. В этом году, например, запланировано про­ ведение ряда нестандартных меро­ приятий, посвященных праздникам годового цикла. На одном из них «МВ» удалось побывать. Настоящие рождественские ко­ лядки довелось увидеть в первый раз. Ничего общего с подъездным по­ прошайничеством они не имеют. Это настоящее театральное действо, по­ учительное, местами очень веселое, в котором в иносказательной форме отразились принципы народной мо­ рали. Жить совместно, а не наособи­ цу, проявлять сочувствие, уважение и любовь к любому живому существу, ибо оно - тварь Божия. Таков нрав­ ственный посыл этих рождественских сценок. Конечно же, перед нами давали представление профессиональные актеры в роскошных народных ко­ стюмах, с прекрасными голосами, но фольклорный материал, первоздан­ ный, богатейший национальный язык. неподдельные эмоции значили гораз­ до больше. О вертепном рождественском теа­ тре многие из нас наверняка слышали или читали. Традиции давать куколь­ ные представления, живописующие рождение Христа, поклонение волх­ вов, бегство Марии и Иосифа в Египет, уже несколько сотен лет, но с вертепом (особый ящик с куклами) за плечами по площадям уже давно никто не ходит. А тут такая уникальная возможность! Ка­ залось бы, история всем давно извест­ ная, но, показанная именно такими, где-то по-детски простыми, наивными, но от этого более проникновенными средствами, она подкупает своей не­ притязательной истиной, что называ­ ется, попадает прямо в сердце. Добро и зло даны здесь в рафини­ рованном виде, и зрителю ничего не остается, как переживать за Марию с младенцем, плакать вместе с Рахилью над ее убитыми детьми и радоваться благополучному возвращению Свя­ того семейства в Назарет. Нет, предки были гораздо умнее нас, выбрав имен­ но такие содержание и форму воспи­ тания нравов. И замечательно, что си­ лами энтузиастов подобные традиции сохраняются. «ИГРУШЕЧНЫЙ» ПРОМЫСЕЛ Еще одно направление работы об­ ластного Центра романовской игруш­ ки - выставочная деятельность. На этот раз липецкие умельцы пригласи­ ли в гости коллег из Старого Оскола с выставкой декоративно-прикладного искусства Белгородской области «Бел­ городский пересек». Центром экспозиции стала староо­ скольская глиняная игрушка - недавно возрожденный народный промысел. Сказочные олени, кони, мишки, барыш­ ни в модных мещанских нарядах, всад­ ники в шляпах. В конце прошлого века они были неотъемлемым ярмарочным атрибутом и расходились с гончарных лотков, как горячие пирожки. В 1930-х годах налогами и запре­ тами промысел был погублен. И лишь благодаря чистой случайности в кон­ це прошлого столетия одним москов­ ским коллекционером, проезжавшим через Старый Оскол, были обнару­ жены чудом сохранившиеся образцы «посадской» игрушки. Нашли и потом­ ственных мастеров, преклонный воз­ раст которых не помешал передать опыт нынешнему поколению. Успели, сохранили, продолжают развивать. Мы же, наблюдая и оцени­ вая, нет-нет да и задумаемся: «Если вся эта красота, несмотря на разрушитель­ ное влияние современности, упорно продолжает существовать, значит она нам жизненно необходима».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz