Молодежный вестник. 2014 г.
4 [6241) / 2014 СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ Евгений КОЗЛОВ Жизненно необходимая красота «Пришла Коляда, открывай ворота, открывай сундучок, доставай пятачок», - слышу я под Рождество каждый год и сыплю в карманы детей конфеты и пряники. Откровенно сказать, не нравится мне это. Нет, сладостей для ребят не жалко, и против славянского обычая колядовать я ничего не имею. Скорее наоборот. Но эта кургузая формула «открывай-доставай»... Даже повто ряющиеся глаголы на «отпирай» или «отворяй» не догадались заменить... Жалко детей. Спрашиваю у них: «А вы еще какие-нибудь стишки знаете? Может, игры, потешки праздничные?» Пересмеиваясь, толкают друг друга, смотрят исподлобья, мол, ты че, дядя, с дуба рухнул, тебе ж сказано - доста вай пятачок: Рождество у нас... Право слово, уж лучше что-нибудь типа «Доставайте колбасу, не то хату разнесу»... Пусть более радикально, зато с элементами новизны. В чем бы современного обывате ля сегодня ни убеждали, приходится признать: народные традиции уже не имеют основополагающего значения. Большинство из нас не просто утра тили понимание сакрального смысла тех или иных обрядов и промыслов, а разучились видеть настоящую кра соту народного языка, быта, искусства - всего того, что делает нас истинно русскими людьми. От богатого стола русских обрядов остались нам зачер ствевшие корки, которые мы пока еще собираем. Отпирай - доставай... ОБРЕТЕННЫЕ СОКРОВИЩА Тем не менее очаги национальной культуры на Руси все-таки сохрани лись, взаимодействуют между собой, а значит, и надежда на возрождение остается. Наш областной Центр романовской игрушки не просто хранит, а активно восстанавливает народные тради ции. Причем делает это в доступной, занимательной форме и на высоком профессиональном уровне. В этом году, например, запланировано про ведение ряда нестандартных меро приятий, посвященных праздникам годового цикла. На одном из них «МВ» удалось побывать. Настоящие рождественские ко лядки довелось увидеть в первый раз. Ничего общего с подъездным по прошайничеством они не имеют. Это настоящее театральное действо, по учительное, местами очень веселое, в котором в иносказательной форме отразились принципы народной мо рали. Жить совместно, а не наособи цу, проявлять сочувствие, уважение и любовь к любому живому существу, ибо оно - тварь Божия. Таков нрав ственный посыл этих рождественских сценок. Конечно же, перед нами давали представление профессиональные актеры в роскошных народных ко стюмах, с прекрасными голосами, но фольклорный материал, первоздан ный, богатейший национальный язык. неподдельные эмоции значили гораз до больше. О вертепном рождественском теа тре многие из нас наверняка слышали или читали. Традиции давать куколь ные представления, живописующие рождение Христа, поклонение волх вов, бегство Марии и Иосифа в Египет, уже несколько сотен лет, но с вертепом (особый ящик с куклами) за плечами по площадям уже давно никто не ходит. А тут такая уникальная возможность! Ка залось бы, история всем давно извест ная, но, показанная именно такими, где-то по-детски простыми, наивными, но от этого более проникновенными средствами, она подкупает своей не притязательной истиной, что называ ется, попадает прямо в сердце. Добро и зло даны здесь в рафини рованном виде, и зрителю ничего не остается, как переживать за Марию с младенцем, плакать вместе с Рахилью над ее убитыми детьми и радоваться благополучному возвращению Свя того семейства в Назарет. Нет, предки были гораздо умнее нас, выбрав имен но такие содержание и форму воспи тания нравов. И замечательно, что си лами энтузиастов подобные традиции сохраняются. «ИГРУШЕЧНЫЙ» ПРОМЫСЕЛ Еще одно направление работы об ластного Центра романовской игруш ки - выставочная деятельность. На этот раз липецкие умельцы пригласи ли в гости коллег из Старого Оскола с выставкой декоративно-прикладного искусства Белгородской области «Бел городский пересек». Центром экспозиции стала староо скольская глиняная игрушка - недавно возрожденный народный промысел. Сказочные олени, кони, мишки, барыш ни в модных мещанских нарядах, всад ники в шляпах. В конце прошлого века они были неотъемлемым ярмарочным атрибутом и расходились с гончарных лотков, как горячие пирожки. В 1930-х годах налогами и запре тами промысел был погублен. И лишь благодаря чистой случайности в кон це прошлого столетия одним москов ским коллекционером, проезжавшим через Старый Оскол, были обнару жены чудом сохранившиеся образцы «посадской» игрушки. Нашли и потом ственных мастеров, преклонный воз раст которых не помешал передать опыт нынешнему поколению. Успели, сохранили, продолжают развивать. Мы же, наблюдая и оцени вая, нет-нет да и задумаемся: «Если вся эта красота, несмотря на разрушитель ное влияние современности, упорно продолжает существовать, значит она нам жизненно необходима».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz