Молодежный вестник. 2013 г.
ВЕРНИСАЖ № 3 [6214] / 2013 Изящные дамы с собачками и плутовские улыбки под карнавальными масками, кукольные инфанты и салонные барышни в «ломаных» позах, мирно спящие дети и гротескные персонажи - такой местами сюрреалистичный, местами явственно отсылающий к импрессионизму мозаичный мир представляет нам автор. Попасть туда несложно: достаточно лишь доехать до областного выставочного зала, что на Ленина, 9. А сегодня мы публикуем материал искусствоведа Андрея Рюриковича Ломоносова не просто об этапах творчества художника, а об особенном, по-детски непосредственном восприятии мира, ироничности, тяге к атмосфере «семейственности». Итак, ему слово. Андрей ЛОМОНОСОВ Виктор Яичников: «Аля меня это естественнее, чем говорить !» Творческая биография Виктора Яичникова небогата внешними событиями: родился 30 декабря 1962 года, в 1980-1985 гг. учился на художественно-графи ческом факультете ЛГПИ, член Союза художников РФ с 2002 года. На его счету - участие более чем в двух десятках выставок в России и за рубежом, среди ко торых - две персональные (1999 и 2002, обе - галерея «Соло», Липецк). Полотна художника находятся в частных собраниях стран Европы, Азии и Америки (Шве ция, Италия, Великобритания, ФРГ, Норвегия, Португалия, Китай, США и другие). С начала творческой деятельности Яичникову остаются присущи высокая требовательность к живописной технике, постоянное стремление к совершен ствованию ее приемов. Формальная изысканность живописной поверхности в его работах строится на сочетании широкой, свободной манеры письма с глад кой, полированной фактурой и точной разработкой тонального решения в под малевке. Особое внимание к лессировкам цветными лаками усиливает эффект вибрации световоздушной среды, столь свойственной авторской живописной манере. Безусловное предпочтение, отдаваемое образу человека, фигуративно му началу, предопределили и приоритеты пристрастий: в начальный период творчества это были Валентин Серов и Фешин, позднее - Модильяни, Врубель, Бальтюс, в зрелом творчестве - Матисс и Сутин. При всем разнообразии имен можно говорить о «гармоническом» типе личности художника, чуждого догма тизма и «партийности» во вкусовом смысле, но безошибочно обращающегося в прошлом к антропоцентрическому космосу европейской и отечественной тра диции. Сама возможность быть истолкованным в контексте (весьма широком, разумеется) художественной преемственности ничуть не пугает художника. Применительно к нему вполне уместной была бы ироничная оценка Петром Конниковым своего творчества (в передаче Сергея Даниэля): «Если красками по холсту - значит, традиционный художник». Уже в первых творческих самостоятельных портретных работах явственно обозначился пристальный интерес к проблеме стилизации пластической формы, в полной мере реализованный впервые в «Девушке с цветком». На рубеже вось мидесятых - девяностых годов выраженность этого интереса подчас балансиру ет на грани самоценности, тяготея к гротеску («Пляж на Капри», «Каин и Авель»). Однако стремление обрести подлинную индивидуальность живописного языка становится своеобразным «противоядием» - с начала девяностых годов Яичников все более серьезно и вдумчиво работает с техникой. Решая фор мальные задачи, он не только освобождается от неизбежной для начального творческого этапа несколько поверхностной декоративности, но и достигает желанной свободы от нарративного элемента. Это особенно заметно в легких, этюдных по духу «Любовниках» и «Эхнатоне».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz