Молодежный вестник. 2013 г.

Молодежный вестник. 2013 г.

№ 26 [6237) / 2013 С Е М Ь НОТ ПЕДАГОГ О т а й н а х ПРОФЕССИИ Голосовой аппарат - весьма сложное и сугубо индивидуальное образование. Педагогический принцип «Делай, как я» здесь не работает. После первого прослушивания следует установить, где у обучаемого находятся примарные тона (идущий из глубины и без напряжения звук), исообразно сэтим выстраивать работу. Красивое пение - это умение правильно использовать технику исполнения в передаче личной эмоции. Необходимо следить за гармоническим сочетанием этих двух составляющих. Если вы решили серьезно заниматься пением и по этой причине очень дорожите голосом, обучайтесь только под руководством опытного наставника. Накануне дня выхода на сцену петь нельзя. Жела­ тельно как можно больше молчать. Перед выступлением нив коем случае не употребляйте в пищу ничего острого, горячего, холодного. Никаких семечек и орешков! На занятиях не перенапрягайтесь. Золотое правило певца: «Лучше недопеть, чем перепеть». переливается в другую без пауз) она уверенно берет ля второй октавы, на стаккато (отрывистое, акцентированное звучание) забирается на до, до-диез третьей октавы, а при хорошей погоде (для чувствительных связок певицы это немаловажный фактор) способна достать и ми-бемоль! С таким потенциалом можно петь и серенаду Шуберта, и «Лунный вальс» Дунаевского, что, собственно говоря, Сабина и делает после всех упражнений. Голос льется легко и свободно, жесты сдержанны, но выразительны, чувствуется культура исполнения, и при этом сохраняются живые эмоции, довольно сложные чувства и переживания лирической героини. И это в 15 лет! А вот, что называется, история в тему. Как- то случилось девушке в составе творческой группы выступать в грязинской музыкальной школе. После концерта дети подходили к ней за автографом: решили, что перед ними демонстрировала свои умения маститая певица. Как бы там ни было, но мастер- класс с профессором, заведующей кафедрой сольного пения Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, членом Союза концертных деятелей России, почетным работником высшего профессионального образования РФ, заслуженным работником культуры РФ Татьяной Дмитриевной Смелковой подтверждает незаурядный потенциал героини. ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ? А начиналось все, как ни странно, с хореографии. Вшесть лет мама привела Сабину в детскую школу искусств в танцевальный класс. Хотелось, чтобы у дочери была красивая осанка. В семь лет она неожиданно изъявила желание учиться игре на фортепиано. Совершенно случайно педагог обнаружила, что девочка хорошо поет. Людмила Витальевна прослушала ее, и вот теперь уже пятый год юная певица занимается на вокальном отделении школы. Сегодня здесь учатся петь порядка 80-90 человек. Три года подряд Сабина и еще три ученицы представляют альма-матер на отчетных концертах и других культурных мероприятиях. В активе - выступление в Елецком музыкальном училище на зональном семинаре для педагогов музыкальных школ и училищ, в усманской музыкальной школе (такой своеобразный мастер-класс для ребят с показом разных распевок и тонкостей подготовки). На курсах повышения квалификации концертмейстеров она выступала в качестве иллюстратора. Два раза Сабина выходила на сцену вместе с Липецким государственным оркестром русских народных инструментов. Ведущая, кстати, спросила девушку, как ее представить перед зрителями, какие регалии перечислить. ЛЬЕТСЯ МУЗЫКА, МУЗЫКА, МУЗЫКА... - Мне легко с ней, - откровенно признается Людмила Витальевна. - Она очень понятливая. Если хотите, у нее есть необходимый для пения интеллект, особенный вокальный слух. Например, на словах зачастую бывает сложно объяснить отсутствие в какой-либо вокальной фразе необходимых обертонов (призвуков, расположенных выше основного тона). С Сабиной мы понимаем друг друга с полуслова. И самое главное, она очень трудолюбива и по-настоящему влюблена в свою мечту. Воплотить ее в реальность помогает и концертмейстер Сабины Елена Корнеева, кстати замечательно выступающая и как сольный инструментальный исполнитель. В ее копилке успешное участие в СЛОВО к о н ц е р т м е й с т е р у Особенность работы концертмейстера заключается в том, что он должен составить с вокалистом единый ан­ самбль, создать настроение, атмосферу. Для этого необ­ ходимо, если ты аккомпанируешь певцу, чувствовать его дыхание, соблюдать динамический баланс. Естественно, и техника исполнения должна быть безупречной: от тебя напрямую зависит удачное выступление того, кому ты аккомпанируешь. на что художественный руководитель и главный дирижер оркестра Олег Иванович Федянин сказал: «Она выступает здесь вместе с нами. И это лучшее представление». Вминувшем году моя героиня заявила о себе на Дельфийских играх, в стенах родной школы состоялся ее сольный концерт. К слову, за долгую педагогическую жизнь Людмилы Витальевны это был четвертый. Подготовить исполнителя такого уровня весьма сложно. Но в случае с Сабиной это удалось сделать. музыкальных фестивалях в итальянском Римини и знаменитых Каннах. Было бы неправильно думать, что девушка развивается только в одном направлении и лавры Анны Нетребко заслонили для нее весь сектор жизненного горизонта. Да, на дискотеки Сабина не ходит (предпочитает современным ритмам этническую музыку), любит читать, серьезно увлекается фотографией. В44-м лицее скоро должна пройти выставка ее фоторабот. Учебе пение тоже не мешает, скорее наоборот. Она уверена: любые трудности человеку по плечу, если его мечта становится песней.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz