Молодежный вестник. 2013 г.
АЕЛА И ПЛАНЫ № 25 [5236] / 2013 Александра СОСНОВСКАЯ Кому светит гравитационный фонарь? По итогам всероссийского конкурса «УМНИК», прошедшего в Липецке в ноябре, несколько студентов факультета технологии и предпринимательства Липецкого педагогического университета получили гранты в размере 400 тысяч рублей на свои изобретения. Эти средства в течение двух лет будут израсходованы на создание опытных моделей и тиражирование самой удачной, а также на подготовку документации, необходимой для оформления патентов. Ребята - воспитанники заведующего кафедрой методики преподавания и технического творчества факультета доктора педа гогических наук Вячеслава Тигрова. Много лет назад он создал школу по развитию технического творчества школьников и студентов. Сегодня на ее базе разви вается центр молодежного инновационного творче ства «Новатор», и у Тигрова есть единомышленники. - Видение того, как орга низовать процесс развития технического творчества молодежи, сложилось у нас в ходе работы над дис сертациями и благодаря участию в крупных между народных конкурсах, - по ясняет Вячеслав Петрович. - Мы убедились в том, что обучение изобретатель ству - это только полдела. Ребенок должен уметь ве сти дискуссии и оформлять свой проект, применяя дизайнерские приемы. Не обходимы и знания в обла сти предпринимательской деятельности. Что толку иметь изобретение, если не знаешь, как его запустить в производство. Сейчас в «Новаторе» ве дется работа по организа ции системы образования будущего изобретателя. Ее начальный этап рассчитан на младших школьников. - Дети стремятся к твор честву, но не могут при менять научную основу в силу возраста, - убежден Вячеслав Тигров. - О физи ке, химии речи быть не мо жет. На начальном этапе мы развиваем нестандартное мышление. Для младших школьни ков отобрали методики, которые с точки зрения логики и понимания соот ветствуют их возрасту, и нашли для них около полу тора тысяч задач для изуче ния в тренинговом режиме. На этом этапе мы не ждем от ребят больших побед. Результатом здесь станет субъективное творчество, то есть то, что ново только для каждого из них. Такая работа дает хорошие пло ды. ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ПОЛЬЗЫ Вторая программа об учения предназначена для среднего звена, с 5 по 7 класс. К этому возрасту ре бята уже хорошо знают из практики, как работают от дельные механизмы, как, например, действует маг нит. Кроме того, у сегодняш них мальчишек и девчонок есть огромнейший ресурс Интернета. Через это окно в мир они могут за короткое время получить любую не- ^ обходимую информацию. - Важно сформировать у ребенка доминанту ин тересов, - считает мой со беседник. - В этом случае можно быть спокойным, по тому что он не будет искать в Интернете то, что ему не нужно. Вячеслав Петрович уже провел определенную ра боту с родителями пяти классников. Он попросил их посмотреть, чем заняты дети в Сети. Оказалось, круг их интересов - игры, где надо стрелять и на кого-то охотиться. Через три ме сяца занятий в «Новаторе» картина полностью поме нялась. Программа для среднего звена расширена. Повлиял на это конкурс «Фабрика мысли. Идеи для России», где участникам предлага лось за минуту рассказать о своем изобретении четко и толково. Отсев после этого испытания был очень боль шой. Конкурсанты не могли кратко, но по существу из ложить суть своего изобре тения. - Тогда я понял, что де тей надо учить не только изобретательству, но и умению презентовать свою идею, - делится педагог. - К тому же необходимо ста раться предвидеть судьбу изобретения, чтобы пра вильно вести переговоры по его внедрению в произ водство. Наша молодежь стремит ся к этому, она может приду мывать. Рекорд моих ребят - восемь изобретений за 45 минут. На одном из занятий решали вопрос по форсун ке - детали, используемой для распыления в поли вальной установке на по лях. Думали, как можно осу ществлять удаленный кон троль, то есть как следить на расстоянии за тем, чтобы форсунка не засорялась. От школьников поступило сра зу восемь предложений. ФАКУЛЬТЕТ ДЛЯ ПОБЕД Третья программа рас считана на старшеклассни ков и студентов. Она требу-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz