Молодежный вестник. 2013 г.

Молодежный вестник. 2013 г.

моя ПРОФЕССИЯ № 25 [6236} / 2013 Олеся БОЛЫШОВА ' СтанАарты1^^нАартами!| а УЧИТЬСЯ Мешает ли учеба работе? Удивительно, но факт: 11 процентов студентов липецкого профессионального училища № 3 положительно ответили на этот вопрос. Приходя на практику на предпри­ ятия и проявляя свои лучшие каче­ ства, будущие повара получают пред­ ложение остаться там на постоянной основе. Возможность заработка для 16-17-летних подростков оказывает­ ся в тот момент предпочтительнее по­ лучения образования. Работодатель такому обстоятельству только рад: неквалифицированному сотруднику и платить нужно меньше, а трудиться он будет даже с большей самоотдачей, чем опытные сотрудники. Только спустя время такой выбор выйдет боком - когда потребуется по­ высить квалификацию, обнаружится, что нет базового профессионального образования и соответствующей «ко­ рочки». И в условиях конкуренции слабым звеном окажутся именно не­ доучившиеся ребята. Пример под­ тверждается временем: уже сегодня в центры занятости с просьбой на­ править хотя бы на курсы обращаются сотрудники организаций с огромным стажем. - Дайте детям доучиться! - с таким призывом обратились к представите­ лям предприятий-партнеров участни­ ки круглого стола «Портрет молодого специалиста глазами образователь­ ного учреждения и работодателей», прошедшего в ПУ № 3 при поддержке управления образования и науки Ли­ пецкой области. ПОЗАБОТЬТЕСЬ О СМЕНЕ Главным поводом собраться вме­ сте стали новые образовательные стандарты. Чтобы им соответствовать, нужно построить иные взаимоотно­ шения с работодателями, которые не всегда в курсе преобразований, отче­ го предъявляют завышенные требова­ ния к подготовке специалистов. С 2011 года изменились сроки об­ учения: если раньше на базе девяти классов программа была рассчитана на три года, а на базе одиннадцати - на год и десять месяцев, то сейчас эти сроки таковы: два года пять месяцев и десять месяцев. Так что первый вы­ пуск состоится уже в конце января, а не в июне, как раньше. И тем, кто пла­ нирует заполучить дипломированных выпускников, стоит позаботиться о новой смене уже зимой. Но это только кажется, что пере­ строиться просто и обычное сокра­ щение сроков не будет иметь никаких последствий. Однако к этому периоду только 60 процентов ребят в училище достигают совершеннолетия. Не все готовы принять несовершеннолетних выпускников, пусть и с дипломом. Что­ бы заработать на кусок хлеба, многие уйдут в теневую экономику - на рын­ ки, в киоски, и далеко не всех можно будет вернуть в профессию. ПОГОВОРИМ о КАЧЕСТВЕ Еще одной проблемой может стать качество подготовки. Сократилось количество учебных часов, и наиболь­ ший урон понесли именно практиче­ ские занятия. - Так, в образовательной програм­ ме указано, что выпускник по про­ фессии «Повар» должен заниматься приготовлением лишь простых блюд, - комментирует Ольга Иванилова, за­ меститель директора по учебно-про- Это интересно _______________ изводственной работе ПУ № 3. - Тем не менее рынок труда диктует другие условия: нужны специалисты, умею­ щие создавать настоящие кулинар­ ные шедевры. А как научить этому, если в соответствии со стандартами пришлось отказаться от факультати­ вов? То, что в их рамках осваивали ребята, сегодня очень востребовано. К примеру, национальные кухни или лепка, без которой не стать хорошим оформителем тортов. Теперь нет вре­ мени проводить такие занятия, как и бюджетных средств, чтобы финансо­ во поддержать преподавателей фа­ культативов. Решить проблему качества, по мнению участников круглого стола (представителей учреждений НПО и СПО, сотрудников центров занятости, работодателей, лидеров професси­ ональных сообществ), мог бы более тесный контакт с предприятиями. Но­ вые стандарты предполагают участие заинтересованных лиц уже в состав­ лении программ. Выходом стал бы и пересмотр от­ ношения принимающей стороны к практике. Да, ресурсный центр по­ зволяет учащимся того же ПУ № 3 моделировать возможные ситуации По данным Липецкого городского центра занятости, 72 процента стоящих на учете имеют высшее образование, а более 80 процентов всех вакансий - рабочие профессии. Психологический порог для перехода на такую работу у выпускников вузов очень высок - и только большие финансовые проблемы в семье заставляют их соглашаться на эти места. Безработные же порой хитрят - просят потенциальных работодателей на­ писать им отказ, откровенно заявляя, что трудиться не хотят вообще. А пока они стоят на бирже, получают в среднем четыре с половиной тысячи рублей. Соглашаться на переобучение тоже не спешат - на время курсов они теряют в деньгах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz