Молодежный вестник. 2013 г.
№ 23 [6234] / 2013 СЕ ПУТЕМ Нельзя не сказать и об этой экспо зиции. Она, правда, только косвенно связана с древностью и демонстриру ет восстановленный облик 11-летней девочки, жившей в Афинах в V веке до нашей эры. Скелет ее был обнаружен при раскопках в 1995 году. Девочка умерла от брюшного тифа во время эпидемии в эпоху Пелопоннесских войн, когда градоначальником Афин был знаменитый Перикл. Благодаря современным техноло гиям удалось восстановить облик го ловы малышки и воплотить ее в виде достоверной копии, выполненной из современных материалов. Ученые утверждают, что результат их работы соответствует истине на 95%. Даже одежда юной гречанки выполнена из тканного на ручном станке льна. Зовут ее Миртис (Миртида) - до вольно-таки распространенное в то время женское имя. В переводе оно птура, выполненная в человеческий рост, находится практически в идеаль ном состоянии. Удивительно: отделка глаз ониксом, детализация ресниц и губ с помощью меди сохранились до сих пор! Цела и серебряная головная повязка. Правда, драгоценные камуш ки из нее все же повыковыривали. С горем пополам перевели табличку: шедевр относится к периоду ранней классики. Действительно, до полного расцвета античной скульптуры, ее эмо циональности и динамики, ему далеко вато (а может, мы просто лошадей не видели?), но выглядит древний жокей уже вполне натуралистично. Достаточ но сказать, что пальчики на его ступнях приводили в восторг древних цени тельниц пластических видов искусств. СИЛЬНА КАК СМЕРТЬ ЛЮБОВЬ Большинство художников знает, кто такой Антиной, по крайней мере, этюд его кучерявой головы хранится во многих папках выпускников худо жественных школ. Для тех же, кто под забыл, напомню: это фаворит римского императора Адриана. Беззаветно любя своего покровителя, молодой человек бросился в реку, считая, что те годы, ко торые он не дожил, доживет его обожа емый повелитель. Адриан не остался в долгу и обожествил любимца (если ты римский император, то это нетрудно сделать). Как водится, тут же была за казана статуя, и с тех пор этот образ стал знаковым для всех поклонников европейского искусства. Есть его мра морная фигура и в Дельфийском му зее. Неземной красоты юноша стоит, не скрывая божественных пропорций своего нетленного тела, с отбитыми руками и опущенной головой. Взгляд замыслившего принести себя в жертву любви полон задумчивой печали. означает «миртовый венок». Даже послание от ее лица сочинили. Обра щаясь к далеким потомкам, девочка говорит о том, что не имела возмож ности выжить, и призывает нас, более благополучных, пользующихся всеми благами цивили зации, задуматься над своей жизнью и сильнее любить друг друга. ТЕНИ МЕРТВОГО ГОРОДА Чем, собствен но говоря, так зна мениты Дельфы? Каждый прилежно изучавший исто рию античного мира знает, что там находился наибо лее прославленный оракул Древней Греции. Тысячи любопытных эллинов стекались в центр Вселенной (счита лось, что именно в Дельфах он и нахо дится, кстати, точное место его до сих пор отмечено особым камнем, омфа- лом - от греч. «пуп»), чтобы послушать прорицания пифии. В огромном храме Аполлона закрытая со всех сторон тем ными шторами жрица вдыхала галлю циногенные испарения, исходившие из трещины в каменном полу, и мерно раскачивалась на золотом треножни ке, жуя дурманящие листья лавра. Не мудрено, что после нескольких минут подобных священнодействий ей от крывалось будущее, бессвязную ин формацию о котором она и бросала в массы. Остатки этого храма, располо женного на южном склоне горы Парнас (это где Аполлон с музами устраивали культурные вечера), до сих пор будят в воображении картины баснослов ной древности. Впрочем, не только эти величественные колонны: хорошо сохранились фрагменты водопрово да, по которым вода из Кастальского источника - до сих пор бьет из скалы - собиралась в каменные бассейны (на «прием» к пифии следовало приходить, совершив омовение); в хорошем состо янии находится сокровищница афинян - строение храмового типа, в котором хранились многочисленные подноше ния отцам города; туристам из России (все равно нарушат запрет) позволено продекламировать на сцене древнего Дельфийского театра несколько строк из «Царя Эдипа» - благо акустика ам фитеатра этого удивительного соору жения может даже из самого зауряд ного чтеца сделать Цицерона. Иногда здесь происходят любопытные вещи. Достаточно сказать что-то шепотом, как тут же слово будто улетает от вас, и его можно услышать на довольно при личном расстоянии уже в другом месте. При этом оно разносится все громче и громче, пока, наконец, не достигнет пика, и только после этого начинает по степенно затихать. Говорят, что нимфа Эхо до сих пор живет в этих краях.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz