Молодежный вестник. 2013 г.

Молодежный вестник. 2013 г.

№ 23 [6234] / 2013 СЕ ПУТЕМ Нельзя не сказать и об этой экспо­ зиции. Она, правда, только косвенно связана с древностью и демонстриру­ ет восстановленный облик 11-летней девочки, жившей в Афинах в V веке до нашей эры. Скелет ее был обнаружен при раскопках в 1995 году. Девочка умерла от брюшного тифа во время эпидемии в эпоху Пелопоннесских войн, когда градоначальником Афин был знаменитый Перикл. Благодаря современным техноло­ гиям удалось восстановить облик го­ ловы малышки и воплотить ее в виде достоверной копии, выполненной из современных материалов. Ученые утверждают, что результат их работы соответствует истине на 95%. Даже одежда юной гречанки выполнена из тканного на ручном станке льна. Зовут ее Миртис (Миртида) - до­ вольно-таки распространенное в то время женское имя. В переводе оно птура, выполненная в человеческий рост, находится практически в идеаль­ ном состоянии. Удивительно: отделка глаз ониксом, детализация ресниц и губ с помощью меди сохранились до сих пор! Цела и серебряная головная повязка. Правда, драгоценные камуш­ ки из нее все же повыковыривали. С горем пополам перевели табличку: шедевр относится к периоду ранней классики. Действительно, до полного расцвета античной скульптуры, ее эмо­ циональности и динамики, ему далеко­ вато (а может, мы просто лошадей не видели?), но выглядит древний жокей уже вполне натуралистично. Достаточ­ но сказать, что пальчики на его ступнях приводили в восторг древних цени­ тельниц пластических видов искусств. СИЛЬНА КАК СМЕРТЬ ЛЮБОВЬ Большинство художников знает, кто такой Антиной, по крайней мере, этюд его кучерявой головы хранится во многих папках выпускников худо­ жественных школ. Для тех же, кто под­ забыл, напомню: это фаворит римского императора Адриана. Беззаветно любя своего покровителя, молодой человек бросился в реку, считая, что те годы, ко­ торые он не дожил, доживет его обожа­ емый повелитель. Адриан не остался в долгу и обожествил любимца (если ты римский император, то это нетрудно сделать). Как водится, тут же была за­ казана статуя, и с тех пор этот образ стал знаковым для всех поклонников европейского искусства. Есть его мра­ морная фигура и в Дельфийском му­ зее. Неземной красоты юноша стоит, не скрывая божественных пропорций своего нетленного тела, с отбитыми руками и опущенной головой. Взгляд замыслившего принести себя в жертву любви полон задумчивой печали. означает «миртовый венок». Даже послание от ее лица сочинили. Обра­ щаясь к далеким потомкам, девочка говорит о том, что не имела возмож­ ности выжить, и призывает нас, более благополучных, пользующихся всеми благами цивили­ зации, задуматься над своей жизнью и сильнее любить друг друга. ТЕНИ МЕРТВОГО ГОРОДА Чем, собствен­ но говоря, так зна­ мениты Дельфы? Каждый прилежно изучавший исто­ рию античного мира знает, что там находился наибо­ лее прославленный оракул Древней Греции. Тысячи любопытных эллинов стекались в центр Вселенной (счита­ лось, что именно в Дельфах он и нахо­ дится, кстати, точное место его до сих пор отмечено особым камнем, омфа- лом - от греч. «пуп»), чтобы послушать прорицания пифии. В огромном храме Аполлона закрытая со всех сторон тем­ ными шторами жрица вдыхала галлю­ циногенные испарения, исходившие из трещины в каменном полу, и мерно раскачивалась на золотом треножни­ ке, жуя дурманящие листья лавра. Не­ мудрено, что после нескольких минут подобных священнодействий ей от­ крывалось будущее, бессвязную ин­ формацию о котором она и бросала в массы. Остатки этого храма, располо­ женного на южном склоне горы Парнас (это где Аполлон с музами устраивали культурные вечера), до сих пор будят в воображении картины баснослов­ ной древности. Впрочем, не только эти величественные колонны: хорошо сохранились фрагменты водопрово­ да, по которым вода из Кастальского источника - до сих пор бьет из скалы - собиралась в каменные бассейны (на «прием» к пифии следовало приходить, совершив омовение); в хорошем состо­ янии находится сокровищница афинян - строение храмового типа, в котором хранились многочисленные подноше­ ния отцам города; туристам из России (все равно нарушат запрет) позволено продекламировать на сцене древнего Дельфийского театра несколько строк из «Царя Эдипа» - благо акустика ам­ фитеатра этого удивительного соору­ жения может даже из самого зауряд­ ного чтеца сделать Цицерона. Иногда здесь происходят любопытные вещи. Достаточно сказать что-то шепотом, как тут же слово будто улетает от вас, и его можно услышать на довольно при­ личном расстоянии уже в другом месте. При этом оно разносится все громче и громче, пока, наконец, не достигнет пика, и только после этого начинает по­ степенно затихать. Говорят, что нимфа Эхо до сих пор живет в этих краях.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz