Молодежный вестник. 2013 г.

Молодежный вестник. 2013 г.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ № 18 [6229] / 2013 Ж ЯП Дух утверждения Два образа в немецкой и русской литературе - Мефистофель и черт Ивана Карамазова - выступают как противоположные символы. Мефистофель пред­ ставился: «...Часть силы той, что без числа Творит до­ бро, всему желая зла». Черт Ивана Карамазова возра­ зил ему: «...я же совершенно напротив. Я, может быть, единственный человек во всей природе, который лю­ бит истину и искренне желает добра». Задумалась я над этим загадочным высказыванием. Для чего же Достоевский сознательно противопоста­ вил своего черта Мефистофелю? Что за мысль, за по­ слание человеку он зашифровал в той шараде? .. .Просвет в моем долгом размышлении забрезжил лишь тогда, когда у меня возникла версия о том, что у понятий «добро» и «зло» есть разные категории. Мефистофель, желая зла, собственно, и причиняет его. Черт заставляет Фауста смириться с несправед­ ливостью, идти по пути наименьшего сопротивления, приводит к низким поступкам, к унынию. При по­ мощи скепсиса Мефистофель загоняет людей якобы в нравственный тупик, убивает волю к сопротивле­ нию. Не в состоянии бороться со своими пороками, люди предают и убивают. А начинается все с того, что, поверив Мефистофелю, жертвы его принимают поведенческий стереотип, губят в себе творческие способности, перестают испытывать нравственные угрызения, начинают искать сиюминутных удоволь­ ствий и находить. Но, согласно Эпикуру, критерий счастья - в чувстве удовольствия. Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло, - то, что порождает страдания. Следовательно, Мефистофель, усыпляя со­ весть и стремление к идеалу, приносит «благо». Черт Ивана Карамазова не позволяет своему «по­ допечному» пойти по этому пути, старается разбудить своего «двойника», провоцирует и оставляет наедине с муками. Этот черт персонифицирует голос совести, ука­ зующий пороки и заблуждения Ивана. «Неизбежность страдания на пути к истине» - вот главная идея Достоевского, которую он вложил в уста черту. Так что же такое истина? Разве не истинно то, о чем говорит Мефистофель? Почему истина Мефистофеля убивает? И что это за истина, к которой стремятся герои Достоевского? Ведь не истина же это Мефистофеля... Известно определение Мефистофеля - «дух отри- цанья, дух сомненья». Почему бы не предположить, что есть противоположная сила... Дух утверждения. Возможно, черт Ивана Карамазова и является этой силой. Или волей-неволей содействует ей. Хотя и есть большая доля издевки в его речи, на то он и черт. Как в человеке происходит борьба сил добра и зла, так борются в нем разум отрицания с разумом утверж­ дения - что победит? Этот дух утверждения позволяет. Мефистофель является Фаусту (Делакруа. Иллюстрация к Фаусту Гёте) «обогнув» проблему, увидеть ее с другой стороны и... действовать. Дух утверждения лежит в основе любви, морального закона, религии и творчества (человек утверждает свою жизнь в любимом человеке, в Боге, в творении), наполняет жизнь смыслом. Становится яс­ ным, когда впервые в человеке зародилось нравствен­ ное чувство: в ответ на разум отрицания человек начал искать гармоничного сосуществования с людьми и природой... Истина разума отрицания очевидна, пошла и цинична - ею орудует Мефистофель. Истину разума утверждения предстоит найти героям Достоевского. В образах двух чертов воплотился антагонизм не­ мецкой и русской культур. На одном полюсе - ум возвышенно-поэтический и холодный, на другом - ищущий, непокорный, деятельный (правда, иной раз «кипящий в действии пустом»). Немецкие философы ставили проблему-«тупик», русские - искали выход. Так, противоположны в отдельных случаях Толстой и Шопенгауэр, Ницше и Достоевский. Но, противобор­ ствуя или соглашаясь в чем-то, взаимодействуют, не могут существовать друг без друга. Гете показал путь человека вниз, Достоевский - путь вверх. Отрадно, что именно русская мысль имеет перспективу! Светлана Карпенко Над «ЖСЛ» работали: редактор проекта Татьяна ОСИПОВА; редколлегия проекта: Сергей Зубарев (Санкт-Петербург), Иван Мещеряков (Липецк), Владимир Коркунов (Москва). Дизайн: Елена Ташланова (Москва). Верстка: Светлана Иншакова. Точка зрения авторов может не совпадать с мнением редакции. Выходные данные «Молодежного вестника» смотрите на стр. 34. Письма направляйте на электронную почту: 2б5|"---------- Т,/ф. 8-910-356-87-66.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz