Молодежный вестник. 2013 г.
№ 15 [6225) / 2013 ТО ЧКА ЗРЕНИЯ ■ согласились ответить на несколько моих вопросов. Точнее, говорил Фархад, а мрачный Абдулла молча шпаклевал стену (имена изменены). Приехали на заработки года пол тора назад. Живут в вагончике. Где именно, говорить не стали по понят ным причинам. На вопрос, что при вело их в Россию, Фархад ответил довольно обстоятельно: - Я по образованию юрист, окон чил университет в Душанбе. Решил жениться. Родители девушки потре бовали откуп - сто тысяч долларов! Да еще на свадьбу! Еле-еле с ними сторговался. В Таджикистане юрист столько никогда не заработает. Вот и приехал на заработки... Честно говоря, я засомневался, что гастарбайтер из Средней Азии сможет заработать столько денег даже в богатой Липецкой области. Но то, что таджикским юристом быть менее выгодно, чем липецким строителем, факт очевидный. На мой вопрос, типична ли эта история для людей его круга, Фархад уклончиво ответил, что всем надо семью кормить. Когда я поинтере совался, как к ним относятся мест ные, трудолюбивый житель востока улыбнулся как-то одновременно хи тро и грустно и махнул мастерком. Хозяин дома был доволен. Работа у парней спорится. «Даром что гастарбайтеры, - отметил он с чув ством глубокого удовлетворения. - Пьяные не приходят, курят редко, по-деловому так работают», - про должил он. Однако чувствовалась в его отношении к ним какая-то на стороженность. Словно прочитав мою мысль, хозяин дома перешел на шепот: «Налил я им щей в обед. Думаю, пусть поедят. А они ложка ми поковыряли да и есть ничего не стали. Плов вчерашний остался, так его поели. Не нравится, знать, кухня наша». Увы, слово «наши» в разговорах о национальных отношениях - клю чевой индикатор, красная лампа на атомной станции: если заморгала - надо насторожиться. Хотя, по большому счету, липчане - народ толерантный. Они доволь но ровно относятся к мигрантам и лишь изредка отпускают беззлобное «Понаехали...» Среди множества опрошенных мной людей самым по пулярным был ответ: «Да пусть жи вут, лишь бы никому не мешали». В то же время в Липецке есть и те, кому присутствие мигрантов отрав ляет жизнь, что называется, самим фактом. С таким человеком, есте ственно при условии полной ано нимности, мне удалось пообщаться. - Мы за то, чтобы на русской земле жили русские. Это же логично. На вопрос, каковы причины тако го отношения, он ответил: - Лично я пришел к национализ му потому, что мне не нравится, как они себя здесь ведут. К тому же нам они ничего полезного дать не могут: в развитии европейские народы обо гнали их на тысячу лет! Они занима ют наши рабочие места, часто идут на разбой, обманывают русских лю дей, торгуют «дурью». Вот увидишь, если так продолжится, лет через пятьдесят русских не останется: их вытеснят или они умрут от их нар котиков. Мое мнение: с миграцией, будь она хоть сто раз легальная, все равно надо бороться. С некоторыми из его опа сений можно согласиться. Например, по словам главы ФМС России Константина Олеговича Ромодановского, из-за использования труда нелегальных мигрантов бюджет страны недополучает 200 миллиар дов рублей. Живущие относительно неплохо туркмены и казахи не торо пятся пополнить ряды строителей и дворников, а таджиков и киргизов, в чьих странах экономическая ката строфа усугубляется политическими кризисами, приезжает очень много. Нелегальные иммигранты из Средней Азии отдают себе от чет в том, что они здесь временно. Интегрироваться в российский со циум им незачем. Приезжие полно стью сохраняют свои обычаи, а местное население принимает их как инородный элемент. Самое интересное, что обе сто роны правы. Каждый народ - рев ностный носитель собственной культуры, и это правильно. Однако вся история многонациональной России связана с естественным про цессом, когда группы иммигрантов на своей новой родине вливались в состав коренного населения. Никто никого не заставляет растворяться, речь - об уважении к традициям территории, которую человек по собственной воле выбирает для про живания. Где же выход? Он - во взаимной доброте и толерантности. В самые лихие для России годы Бердяев писал: «Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национа лизм, наклонности насильственной русификации. Русский не выдвига ется, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бес корыстие, жертвенность, неведомая западным народам». Эти черты и по могли нам построить такое большое и цельное государство с множеством разных культур.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz