Молодежный вестник. 2013 г.

Молодежный вестник. 2013 г.

№ 14 [6225) / 2013 л и т е р а т у р н ы й п р о е к т № 3 (июл ЖС/1 - А к чему вы стремитесь в своей работе? Есть ли у нее конкретная цель? - Наверное, познание русского человека. Познать и донести полученное знание до читателя. - Все-таки литература должна учить? - Конечно. Как ни банально это звучит, она должна учить добру, давать ориентиры для постижения смысла жизни. Однако не назидательно, а образно. - Вы говорили, что в литературе идет борьба за нравственность. Как автор, пишущий с непременным отголоском православия, можете ли вы пояснить, насколько оправданно присутствие в художественных произведениях религии, веры, если говорить о русской литературе? - Существует сугубо православная литература. Но православным писателям необходимо расширить рамки, чтобы они говорили не только о Церкви, о святых, но и о жизни людей, которые, может быть, и в церковь не ходят, но несут в себе свет, порой даже не догадываясь об этом. Мы помним литературу и кинематограф при советской власти. Запрещалось писать в положительном смысле о вере, о священниках, все это можно было только высмеивать. Вто же время лучшие произведения литературы и кино были посвящены людям, которые так или иначе служили добру. Да и все русские писатели были на самом деле православными. Без православия русской литературы не существует. - В современном мире, однако, огромную роль играет и экономика. Насколько, на ваш взгляд, экономические вопросы влияют на нынешнее положение предмета нашей беседы? - Я уверен, что сегодня многим мешает прежде всего то, что массово печатаются легкое чтиво или нарочно раскрученные произведения. Обратите внимание, кто получает премию «Большая книга» России, кто ее спонсирует и каких авторов она поддерживает. - Но есть еще толстые журналы... - Толстые журналы погибают. Скорее всего, скоро останутся только их сетевые варианты, на бумаге будет выпускаться крошечный тираж. Причем в лучшем случае. Само по себе это неплохо, главное, чтобы интернет-версии соблюдали те же принципы, что и прежде; авторам платили бы гонорары, чтение это можно было бы каким-то образом покупать. - Как же быть молодым? Мало того что журналы не хотят выплачивать гонорары за произведения Александр Сегень у стен Литературного института им. А.М. Горького неизвестных авторов, часто, наоборот, требуют денег за публикацию их работ. - Молодым нужно пробиваться в любом случае. В журналах есть живое общение и отклики, пусть даже и дилетантские. Вообще, из-за простоты сообщения сейчас все меньше талантливых произведений. Когда- то, чтобы отправить работу в редакцию, нужно было написать письмо, купить конверт и марку... Не всякий готов был это делать. Сегодня все заменяет Интернет. А отправить электронное письмо может любой - писатель он или нет. - Сейчас более популярны малые литературные формы - короткие рассказы, эссе - или романы? - И то и другое. Есть, конечно, читатели, которые остались верны рассказу. И рассказ будет жив всегда. Но есть и те, кто любит романы, если они углубляются в произведение, то предпочитают оставаться в нем до конца, их захватывает. А это означает, что человек неравнодушен. - Что бы вы могли посоветовать неискушенному читателю, на каких авторов обратить внимание прежде всего, где узнавать о них? - Поскольку с 2005 года я руковожу отделом историко-литературной премии «Александр Невский», могу порекомендовать просматривать списки авторов, которые ежегодно входят в ее расширенный лист. За 8 лет был составлен огромный перечень, и вряд ли мимо него прошел какой-либо значимый писатель. Хотя среди представленных на премию произведений именно художественных - процентов 30 (в основном это историческая литература и жизнеописания), все номинанты писали и художественную литературу. Узнавайте имена. Читайте. Беседовала Татьяна Осипова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz