Молодежный вестник. 2013 г.

Молодежный вестник. 2013 г.

УЧИСЬ УЧИТЬСЯ № в [6224] / 2 0 В Олеся ПОЛЕСОВА Юрий Вяземский: об образовании, ЕГЭ и телешоу - Масляков, - с улыбкой представился обаятельный мужчина. Но благодарного зрителя и поклонника телепередачи «Умницы и умники» не проведешь: шутил не кто иной, как ее автор и ведущий Юрий Павлович Вяземский, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО. В Липецке он побывал с целью более активного включения старшеклассников нашей области в интеллектуальное движение «Умницы и умники» и организации региональных этапов этой олимпиады. - Юрий Павлович, что должен знать школьник, чтобы рассчиты­ вать на победу в «Умницах и умни­ ках» и в итоге поступить в МГИМО? - Во-первых, очень важно верить в собственные силы, уважать себя, не принижать свои достоинства, как это у нас принято. Во-вторых, нужно осно­ вательно готовиться, ведь чтобы бы­ стрее всех преодолеть стометровку, необходимо регулярно бегать. И без постоянной поддержки собственной интеллектуальной формы не обой­ тись. В-третьих, обязательно много читать. Конечно, стоит заглядывать и в Интернет, но предлагаемые вопро­ сы глубже информации, которой рас­ полагает глобальная сеть. Однажды была забавная ситуация: мы проводили репетицию игры, что­ бы участники могли привыкнуть к обстановке, свету камер, не терялись и не стеснялись. Вопросы брали из прошлых передач. Задаю один, а пра­ вильного ответа (хотя сам составляю их) досконально не помню. Держать много информации в голове весьма сложно. - Скажите, а если бы вы были на месте участников «Умниц и умни­ ков», какую дорожку выбрали бы? - Признаться, никогда об этом не думал, но к следующему приезду в Липецк обязательно поразмышляю на эту тему и подготовлю ответ. Вообще я не сторонник участия в телеиграх, хотя опыт есть - вместе с Валдисом Пельшем, Николаем Дроздовым, Яной Чуриковой, Ариной Шараповой и Вла­ димиром Меньшовым однажды со­ ставляли команду ведущих Первого канала в «Что? Где? Когда?». Дмитрий Дибров, побывавший у нас на программе, радостно потирал руки: мол, теперь жду в «Кто хочет стать миллионером?». Я отказался, и не только потому, что не люблю про­ игрывать (а в этом шоу вряд ли по­ зволят выйти победителем). Даже те, кто хорошо ко мне относится, могут потерять доверие, увидев, что не смог ответить, по их мнению, на достаточно простой вопрос. - А, по-вашему, современной мо­ лодежи хватает знаний? - Вынужден признать, уровень об­ разования молодых людей заметно упал. Школьники нацелены на ЕГЭ - этакий плац-парад: выдаешь то, что зазубрил. Нет развития, работы ума. Спросите любого учителя о его отно­ шении к такой форме экзамена - от­ вет будет один. Физик скажет, что ЕГЭ, конечно, хорошо, но не для его пред­ мета, потому как наука сложная и без умения мыслить ее не усвоишь. То же ответят и словесник, историк, химик - да любой педагог! Ведь если хочешь быть интересным человеком, должен уметь рассуждать, размышлять, ана­ лизировать. На мой взгляд, ЕГЭ вполне возмо­ жен как один из результатов проверки знаний, но не единственный. Пред­ ставьте, что было бы, если при посту­ плении в консерваторию абитуриенту предложили бы не сыграть на скрип­ ке, показав уровень владения ею, а ответить на вопрос тестов, к какому типу инструментов она относится: к смычковым, щипковым или ударным. Считаю, что в серьезных вузах нужно сохранить прежнюю форму экзаменов хотя бы для нескольких дисциплин, к примеру в МГИМО-для иностранного языка и предмета по специальности. Да, уверяют, что ЕГЭ - сильное ору­ жие в борьбе с коррупцией. На самом деле из вузов она перешла в регио­ ны. Не поверите, но к нам приходили люди, получившие по 100 баллов по русскому языку, при этом допускав­ шие по две ошибки в слове «заявле­ ние» - это еще умудриться нужно! - То есть вы считаете, что рефор­ мы в образовании отрицательно сказались на его качестве? - Я не против перемен, они необ­ ходимы, но не стоит, как часто бывает в России, идти путем крайностей. Не нужно ставить непреодолимых ба­ рьеров и брать высоты, которых нет в природе. Это же не конный спорт, а будущее страны. И в реформировании образования важно учитывать пре­ жде всего интересы семьи и школы, давая им больше свободы. В обществе и у власти сегодня есть понимание не­ обходимости изменения ситуации, и хочется верить, оно обязательно даст результаты.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz