Молодежный вестник. 2013 г.

Молодежный вестник. 2013 г.

N42 [Б 2 2 3 ] /2 0Б МЫСЛИ ВСЛУХ ^Р^€вгения ГРИ ГОРЬЕВА «Ты наше все, а мы - твое...» 6 июня страна отметила очередной день рождения Александра Сергеевича Пушкина. У нас, в селе Кореневщиио, собрались на праздник представители власти и журналисты, поэты и писатели, педагоги и студенты. А на следующий день, общаясь со сверстниками, я подумала, что уже забыли и о Пушкине, и слова, которые еще вчера звучали в его адрес. Спрашиваю, что для них значит Пушкин. И слышу стереотипные, формальные ответы: «Величайший из поэтов», «Первое, что приходит на ум, когда спрашивают, что ты читал, - произведения Пушкина», «Он написал много известных произведений», «Это первый поэт, с творчеством которого мы знакомимся в раннем детстве», «Русская история не знает более гениальной личности». А один респондент, напротив, считает, что «есть поэт гораздо лучше - Есенин». Но боюсь, что о Есенине он знает столько же, сколько и о Пушкине. Хотя чему тут удивляться, если сам Александр Сергеевич говорил о нелюбознательности русского человека. Так кто же он? Почему мы проходим на уроках литературы его произведения, изучаем биографию и в итоге ничего не можем сказать по существу? Открываю хрестоматийное стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Читаю: И долго буду тем любезен я народу. Что чувства добрые я лирой пробуждал. Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. О каких добрых чувствах пишет поэт? Нахожу в сборнике стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» - переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина. О даровании смирения, терпения, целомудрия - вот о чем просит поэт Бога. О том, чтобы не охладела душа, чтобы горела в ней любовь к ближнему. Падший человек для поэта - тот, кто устал от жизни, сломался, в ком зачерствело сердце. И только любовь может возродить его душу. Казалось бы, такие простые и ясные смыслы. Но почему мы забываем о них и не живем по этим нравственным законам? Наверное, потому что они требуют напряжения духовных сил, постоянной внутренней работы. Нам же привычнее другое. Согласитесь, легче плыть по течению, чем грести. Мы часто подчиняем свою жизнь сиюминутному, лживому идеалу: сделать карьеру, побольше заработать, отдохнуть в Турции. А когда же подумать о происходящем с душой? Некогда. Поэтому и Пушкина не знаем. Вромане Татьяны Толстой «Кысь» главный герой, такой «вечный русский человек», вытесывал из дерева памятник Пушкину. Он у него получился «кривоватый», «затылок плоский», «с пальчиками непорядок, и ног нету». Но, как говорится, «уж какой есть, какие мы, таков и ты, а не иначе! Ты - наше все, а мы - твое, и других нетути!». Втом, что мы знаем о Пушкине, отражается не поэт, а наше лицо. По этому знанию мы идентифицируем своего внутреннего человека. Увы, с лицом у нас выходит как-то не совсем удачно.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz