Молодежный вестник. 2013 г.

Молодежный вестник. 2013 г.

литературный проект № 12 [6223] / 2013 (Продолжение. Начало на предыдущей странице) И вообще, видят ли современники то, что в ве­ ках обретает ореол необычности? Вот открылась в городе новая станция метро. Хорошая станция. Красивая. Украшена при­ чудливым мозаичным квазифлоровым узором. И всего лишь одна плитка, в треть листа бумаги для письма, на огромное пространство стен вестибюля - с изображением птички. И уже за­ говорили о том, что влюбленные, проходя мимо пичужки, загадав желание, станут счастливыми на всю жизнь. Что неспроста эта птичка тут, что загадочный умысел художника поселил перна­ тую в светлом подземелье. Свел меня случай - шапочное изначально знакомство, переросшее в дружбу вскоре, - с молодым человеком. Станковист, выпускник Академии художеств, армянин, родившийся в Америке, ныне живущий в питерской комму­ налке. Пили с ним кофе в его комнатушке-мастерской, говорили о живописи. Зашла речь и об участии акаде­ мистов в городских архитектурных проектах. И... Ого! Слышу смущенный рассказ о том, как во время оформ­ ления готовящейся к открытию станции метрополитена шутки ради, вопреки утвержденному плану и в пику злодею профессору (принцип противоречия молодого студента), делает мой добрый знакомый одну необыч­ ную плитку и тайком встраивает ее в общую картину на стене павильона, а на плитке той - не узор травяной, а птичка! Осталась она незамеченной в общем масштабе производства, а затем уж и поздно было сбивать, пере­ делывать. Да и губернатор во главе приемной комиссии оценил сей пассаж благосклонно. Руководитель работ, конечно, поддержал почин, коли случай такой, показал себя либералом и покровителем молодых талантов. И вот уже готова новая легенда Петербурга. Но птичка та - вещь все же осязаемая. А будет ли сохранено воспоминание о кондукторе городского Женщина и голуби. Площадь Восстания Фонтанка на рассвете автобуса № 33? Конечно, знакомы всем транспортная давка и духота, уставшие и далеко не добрые пасса­ жиры, не скупящиеся на взаимное хамство и борьбу за право добраться из пункта А в пункт Б, не более добрые кондукторы, озабоченные только продажей билетиков. Северная столица в этом не исключение. А вот есть здесь кондуктор - особенный. Еврей, возраста старше среднего. Рубашка, галстук, чистый формен­ ный жилет. И, главное, обращение. «Милостивый го­ сударь! Да-да, вы, что зашли («вы» - как множествен­ ное число, «Вы» - как высокая степень уважения к одному) на остановке «Металлический завод»! Дамы с кошелками! Вы ведь на рынке сели? Прошу обилетить- ся! А вы, молодые люди, - студенты? Можете карточки проездные не показывать: я вас помню, постоянные мои клиенты. Бабушка, присядьте, уступит вам место этот молодой красавец, и не ройтесь в кошельке - пен­ сионеры у нас едут бесплатно... Всем приятной по­ ездки и доброго здоровья! Поехали, следующая оста­ новка...» Улыбаются ветераны маршрута, недоумевают случайные пассажиры. Дурачок? А кондуктор просто выполняет свою работу. И как будто даже автобус дви­ жется как-то спокойней, без тряски. Много лет наблюдаю в вестибюле станции метро «Бэстиный Двор» бомжика. Сидит старичок на скаме­ ечке, одежонка соответствует статусу, но добротная, ак­ куратная, чистая. Вногах, конечно, мешки с нехитрым скарбом бездомного. Идут люди, спешат с поезда на поезд, по переходам на вход-выход. А он что-то пишет в тетрадочку, пристроив ее на колене... Философ, поэт, музыкант? Кем был в прежние времена? Откуда пришел к вечеру, куда уходит днем? «Блаженны алчущие...» Не все отливается в бронзе, не все остается в грани­ те истории петербургской или иных городов россий­ ских, которые и на карте-то не обозначены: из памяти вычеркиваем, не отмечаем даже, не кладем записочки меж мозговых извилин. Вот и не передаем идущим на смену то, что видели, мимо чего прошли. А первую буквицу каждой легенды по-прежнему определяют го­ родские дурачки да нищие духом... Оглянитесь же на них, запомните... Альберт Ищенко, Санкт-Петербург

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz