Молодежный вестник. 2013 г.

Молодежный вестник. 2013 г.

№10 [6221] / 2013 ГОСТИНАЯ кстати, мои ученики. Но это режиссеры уже с мировыми именами, и всем им за пятьдесят. Молодые идут вослед, но ярких среди них не так много, чтобы с уверенностью сказать: наши традиции качественной мультипликации будут сохранены. Поэтому я еще снимаю. ШЕЛЕСТЕЛА ЛИСТВА, ИЛИ ГДЕ ВЗЯТЬ ИДЕЮ - А над чем вы работаете сейчас? - Фильм называется «Три мело­ дии». В каждой картине стараюсь по­ дарить зрителю свою любимую музы­ ку. Однажды был приятно поражен, когда внук, услышав по радио мело­ дию, радостно сообщил: «Дедуля, это же из твоего мультфильма!» Я очень тщательно выбираю композиции для своих работ. В «Чуче» взял «Серенаду солнечной долины» Гленна Миллера, в «Чуче-2» - музыку Исаака Дунаевско­ го, тема третьей части - «Кармен-сюи- та» (Жорж Бизе - Родион Щедрин). А с «Гадким утенком» совсем распоясался - выбрал Чайковского! Хотелось, что­ бы зритель поверил в то, что свое «Ле­ бединое озеро» великий композитор написал вовсе не для балета Большо­ го театра, а для меня, для моего филь­ ма, для «Гадкого утенка». Насколько это получилось, не мне судить. «Три мелодии» - это три философ­ ские притчи, объединенные одним названием. У каждой - своя музыкаль­ ная тема. Первая часть - «Рондо ка­ приччиозо» Сен-Санса, вторая - «Эле­ гия» Массне, а третья- «1е1 Му Реор1е Со» Луи Армстронга. Снял уже один сценарий и половину второго. Из ка­ кого материала, не скажу. Ведь наша профессия - удивлять! - Раз уж заговорили о материа­ лах, давайте остановимся на них. В «Конфликте» используете спички, в «Выкрутасах» - проволоку, в «Бра­ ке» - веревки, в «Адажио» - бумагу. Как возникает идея взять за основу что-то новое? - Мне всегда было интересно экс­ периментировать. Считается, что воз­ можности мультипликации безгра­ ничны, но это не совсем так. И когда получается расширить границы, за­ мечательно. Хочется не просто по­ пробовать новый материал, а найти самый подходящий, который точнее всего выражает твою идею. Если бы в «Выкрутасах» использовал что-то дру­ гое, это бы не так впечатляло: человек делает сам себя из проволоки, потом вокруг создает мир, а затем низводит его до забора с колючей проволокой. В итоге это становится метафорой. Мультипликация сильна именно ме­ тафорой, потому как в десяти минутах можно уместить то, что не расскажешь в полуторачасовом игровом кино. Это такая прессованная таблетка инфор­ мации. К сожалению, сегодня в полно­ метражных фильмах вымывается ме­ тафоричность языка. Все стремятся к полным лентам, чтобы выпустить их на экран и, как говорят, «срубить день­ жат». К искусству мультипликации это не имеет никакого отношения, хотя есть редкие исключения, тот же ран­ ний Уолт Дисней, к примеру. Мне грустно оттого, что в погоне за рынком у нас только полноме­ тражный фильм - прокатная единица. Остальное является (если является) достоянием телевидения. Федераль­ ные каналы нас не очень жалуют. По­ лучается, что короткую картину по­ смотреть негде, она попадает только на фестивальную орбиту, там и крутит­ ся, но до массового зрителя не дохо­ дит. Недооценивать мультипликацию нельзя - в свое время Сергей Эйзен­ штейн называл ее суперкино. - Сценарии для своих работ вы пишете сами. Почему? - Так сложилось. Делаю фильмы о том, что меня волнует. И редко нахо­ жу человека, которого заботит то же, что и меня. Проще самому придумать историю и ее воплотить. Кстати, на электронную почту мне часто прихо­ дят письма со сценариями. - Брали что-то из присланных? - Нет, я читал. Этого хватило. Чаще всего убогие вещи. Пишут со словами, мол, может, пригодится? Не пригоди­ лось ни разу. Приведу пример: «Шеле­ стела листва, листик задумался». И че­ ловеку кажется, что он написал такую невероятную мультипликацию. А это фигура речи, не более того. Чтобы создать хороший фильм, ну­ жен определенный способ мышления, в чем-то парадоксальный. Нужно за­ мечать то, что обыватель не видит, и то, что неожиданно может стать метафо­ рой. К примеру, я сделал антивоенный фильм о спичках «Конфликт». Я шел от того, что спичка - хрупкая, как челове­ ческая жизнь, и так же сгорает. Когда подобная метафора становится игрой воображения, я к ней подключаю зри­ теля, а потом, если удается, вместе вос­ ходим до обобщения. И только тогда она становится достойной историей. О СМЕНЕ ИНТЕРЕСОВ И ЦЕНЗУРЕ - Ваши первые работы рисован­ ные, а теперь, судя по всему, вы полностью перешли на объемную анимацию. С чем связана такая сме­ на творческих интересов? - Как и все советские люди, с дет­ ства не любил кукольные мультфиль­ мы. Но, погружаясь в процесс созда­ ния картин, понял, что меня не устра­ ивает в рисованных вариантах. Через много рук проходит герои даже в са­ мой короткой ленте, и порой бывает так: в начале мультфильма у персона­ жа круглая голова, а к концу она стано­ вится чуть ли не квадратной. Создание кукольного мультфильма - более под­ контрольный процесс, и я заведомо знаю, что должно получиться в итоге. - Какие сложности возникают се­ годня при создании фильмов? - В каждое время свои трудности. В советское мы были освобождены от волнений по поводу того, где взять деньги на съемки, но заботило другое - пройдет сценарий цензурное сито или нет. Когда приезжали на между­ народный фестиваль, нам завидовали зарубежные режиссеры, мол, счастли­ вые, не знаете, сколько стоит пленка. А мы говорили: счастливые, не знаете, что такое цензура. А потом не стало ее - не стало и де­ нег. Тогда в мои заботы вошел поиск средств. Он идет параллельно творче­ ству и занимает не меньше времени. Окончание на 24-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz