Молодежный вестник. 2013 г.

Молодежный вестник. 2013 г.

л и т е р а т у р н ы й п р о е к т №Ю(6221] / 2013 (Окончание. Начало на предыдущей странице) А предшествовало этому возвращению поэта не­ сколько других шагов. В мадридском русскоязычном издательстве «ЕсИсхопез с1е1НеЬгео Еггап1:е» кол­ лекционными тиражами за два года вышли четыре тонкие книжицы чурилинских сочинений, первую из них к 125-летию Тихона Чурилина (2010 г.) подго­ товил Арсен Мирзаев. Плюс повесть «Конец Кика- пу» в 2012 году выпустило московское издательство «Умляут». До последних лет, все достаточно долгие годы с начала «перестройки» и деидеологизации культу­ ры, стихи «пропущенного гения» разве что изредка печатались в журналах и антологиях. А до 80-х го­ дов прошлого столетия имя поэта в официальном литературоведении не упоминалось с полвека. Идеологически-то «анархист-коммунист» Чурилин как раз советской власти себя не противопоставлял, был для нее благонадежным попутчиком. Однако в 30-е годы его творчество уже никоим образом не вписывалось в каноны новорожденной марксист­ ско-ленинской эстетики - и оказалось под неглас­ ным запретом. Добавим: экземпляр первой книги Т. Чурилина «Весна после смерти» (1915, тираж 280 экз., оформление Н. Гончаровой) букинисты как-то оценили в 8,5 тыс. долларов. «Светлый свет Ярко брызнул на бледный Мой портрет. Вот теперь я, поэт, - Победный!» (Фрагмент стихотворения «Съемки с портрета») Впрочем, внезапное возвращение Чурилина вы­ глядит даже более загадочным, чем предшествующее долгое полузабвение. Последнее вполне объяснимо как нестандартной биографией поэта, на которой не сделаешь никакого политического капитала, так и тем, что в Серебряном веке он не входил в число «первых». Тихон Чурилин. 1932 год А. Мирзаев проводит презентацию 2-томника Т, Чурилина в галерее «12 июля» (Санкт-Петербург, март 2013 г.). Фото автора - а некото­ рые «вто­ рые», имена которых стали было активно воз­ вращать из литератур­ ного небы­ тия, с начав­ шейся позд­ нее массовой коммерци­ ализацией издательств до сих пор так и не вернулись. И,конечно, меньше все­ го повезло так назы­ ваемому авангарду (футуристам и др.) - сложным для чтения авторам, наследие которых зачастую сначала надо еще собрать по разным малодоступным архивам. А интересовались ли «пропущенным гением» его современники? Творчеством Т. Чурилина была увле­ чена молодая М. Цветаева и называла его гениальным поэтом. Стихотворение «Конец Кикапу», ставшее своего рода визитной карточкой Т. Чурилина, любил скандировать В. Маяковский. «Побрили Кикапу - в последний раз. Помыли Кикапу - в последний раз. С кровавой водою таз И волосы его. Куда-с?» (Фрагмент стихотворения «Конец Кикапу») В. Хлебников принял Т. Чурилина в сообщество «председателей земного шара». В крут общения поэта также входили Б. Пастернак, А. Крученых, Н. Асеев. Следующий вопрос - а зачем обо всем этом го­ ворить в областной молодежной газете? «Чурилин Тихон Васильевич (30 (29?) мая 1885 - 28 февра­ ля 1946) - русский поэт, переводчик. Родился в Лебедяни». Кстати, в честь 120-летия Тихона Чурилина в об­ ластной научной библиотеке провели юбилейный вечер, одним из инициаторов которого был автор этих строк (в то время еще липчанин), заодно организовав­ ший выступление в Липецке Арсена Мирзаева, петер­ бургского поэта и исследователя русского авангарда. На чурилинской родине эта краеведческая эпопея тог­ да продолжения не получила, но на общероссийском уровне, как оказалось, интерес к Чурилину с тех пор только вырос. Сегодня же до Санкт-Петербурга дошли слухи, что к 40О-летию Лебедяни возникли издатель­ ские инициативы и в Липецкой области. Сергей ЗУБАРЕВ, Санкт-Петербург

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz