Молодежный вестник. 2013 г.

Молодежный вестник. 2013 г.

М » СТРАНИ11Ы ИСТОРИИ № 9 ( 6 2 2 0 ) / 2013 Анатолий БЕРЕЗНЕВ, действительный член Петровской академии наук и искусств Асы Второй мировой на Липецкой земле В Липецком государственном архиве на глаза мне попался любопытный документ: протокол заседания исполкома Усманского районного Совета народных депутатов от 16 апреля 1980 года. На зтом заседании рассматривался вопрос «Об изготовлении и установлении мемориальной доски в деревне Шаршки, где летом 1942 года размещался штаб 207-й истребительной авиационной дивизии, которой командовал генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза Михаил Григорьевич Мачин». История участия зтого подразделения в Великой Отечественной войне тогда заинтересовала меня. Бывая в Центральном архиве Министерства обороны, решил собрать документы о боевой деятельности зтой дивизии. И вот что выяснил. в мае 1942 года была сформирована 2-я воздушная армия в составе 205-й, 206-й и 207-й истребительных дивизий, 208-й ночной, 223-й ближнебомбардировоч­ ной, 225-й, 226-й и 227-й штурмовых авиадивизий и двух отдельных авиаполков. Штаб формируемой армии находился в Ельце. Ее обслуживали авиаремонтные ма­ стерские в Ельце, Усмани и Воронеже. 207-я базировалась на аэродроме у деревни Шаршки и двух полевых аэродромах рядом с лесными массива­ ми. Она принимала участие во всех операциях фронта, прикрывая наземные войска, сопровождая бомбарди­ ровщики и штурмовики, защищая их от истребителей противника, срывая бомбоштурмовые удары вражеской авиации. В архиве обратил на себя внимание «Журнал боевых действий 207-й ИАД» (ИАД - истребительная авиади­ визия - прим. авт.). Летом 1942-го летчики провели крупную операцию по уничтожению сети аэродромов «подскока» немецких истребителей в районе Чижовки. Ничего не оставили от штаба, пункта наведения и че­ тырех аэродромов с находившимися на них истребите­ лями. Это была большая удача. С задания вернулись все наши машины, участвовавшие в том деле. Журнал поведал, что «рано утром 13 августа три Мига и три Яка во главе с командиром эскадрильи 176-го ИАП (истребительного авиаполка - прим, авт.) лейтенантом О. Оже из 207-й ИАД над Подгорным встретили 9 юнкерсов и 6 мессершмитов. Наши летчики принудили вражеские самолеты сбросить смертоносный груз на головы своих войск. При этом советские соколы подбили несколько вражеских машин, покинувших ме­ сто боя». Авиаторы не знали отдыха, активно помогая на­ земным войскам. Только за 15 августа они совершили несколько сотен вылетов в район Малышевской и Семилукской переправ. Большую работу по точечным целям выполнили летчики 207-й авиадивизии, поддер­ живая нашу пехоту и танкистов в районе Чижовки. Командующий 40-й армией генерал-лейтенант Маркиан Михайлович Попов направил комдиву радио­ грамму: «Приношу искреннюю благодарность летчикам вашей дивизии, отлично штурмовавшим 13,14 и 15 августа передний край обороны противника в районе Чижовки и высоты 162, 9». Рано утром 18 августа 1942 года звено наших ис­ требителей вылетело на перехват немецких самоле­ тов. Лейтенант Сергей Васильевич Ачкасов в районе станции Тресвятской в воздушном поединке сбил вражеский истребитель Ме-109Ф. В том же бою, из­ расходовав весь боезапас, он таранно уничтожил и второй мессершмит. К сожалению, архивный документ не рассказал нам о дальнейшей судьбе этого отважного человека. Заслуживает внимания еще один документ, который характеризует наших земляков, трудившихся в ремонт­ ных мастерских. Вдокладе командующего 2-й воздуш­ ной армией говорится следующее: «В сентябре 1942 года было произведено более 2700 успешных боевых само­ летовылетов. Напряженно трудился технический состав и работники авиаремонтных мастерских. Они отремон­ тировали 329 самолетов, да так, что в последующих вы­ летах они работали безотказно».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz