Молодежный вестник. 2013 г.
М » СТРАНИ11Ы ИСТОРИИ № 9 ( 6 2 2 0 ) / 2013 Анатолий БЕРЕЗНЕВ, действительный член Петровской академии наук и искусств Асы Второй мировой на Липецкой земле В Липецком государственном архиве на глаза мне попался любопытный документ: протокол заседания исполкома Усманского районного Совета народных депутатов от 16 апреля 1980 года. На зтом заседании рассматривался вопрос «Об изготовлении и установлении мемориальной доски в деревне Шаршки, где летом 1942 года размещался штаб 207-й истребительной авиационной дивизии, которой командовал генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза Михаил Григорьевич Мачин». История участия зтого подразделения в Великой Отечественной войне тогда заинтересовала меня. Бывая в Центральном архиве Министерства обороны, решил собрать документы о боевой деятельности зтой дивизии. И вот что выяснил. в мае 1942 года была сформирована 2-я воздушная армия в составе 205-й, 206-й и 207-й истребительных дивизий, 208-й ночной, 223-й ближнебомбардировоч ной, 225-й, 226-й и 227-й штурмовых авиадивизий и двух отдельных авиаполков. Штаб формируемой армии находился в Ельце. Ее обслуживали авиаремонтные ма стерские в Ельце, Усмани и Воронеже. 207-я базировалась на аэродроме у деревни Шаршки и двух полевых аэродромах рядом с лесными массива ми. Она принимала участие во всех операциях фронта, прикрывая наземные войска, сопровождая бомбарди ровщики и штурмовики, защищая их от истребителей противника, срывая бомбоштурмовые удары вражеской авиации. В архиве обратил на себя внимание «Журнал боевых действий 207-й ИАД» (ИАД - истребительная авиади визия - прим. авт.). Летом 1942-го летчики провели крупную операцию по уничтожению сети аэродромов «подскока» немецких истребителей в районе Чижовки. Ничего не оставили от штаба, пункта наведения и че тырех аэродромов с находившимися на них истребите лями. Это была большая удача. С задания вернулись все наши машины, участвовавшие в том деле. Журнал поведал, что «рано утром 13 августа три Мига и три Яка во главе с командиром эскадрильи 176-го ИАП (истребительного авиаполка - прим, авт.) лейтенантом О. Оже из 207-й ИАД над Подгорным встретили 9 юнкерсов и 6 мессершмитов. Наши летчики принудили вражеские самолеты сбросить смертоносный груз на головы своих войск. При этом советские соколы подбили несколько вражеских машин, покинувших ме сто боя». Авиаторы не знали отдыха, активно помогая на земным войскам. Только за 15 августа они совершили несколько сотен вылетов в район Малышевской и Семилукской переправ. Большую работу по точечным целям выполнили летчики 207-й авиадивизии, поддер живая нашу пехоту и танкистов в районе Чижовки. Командующий 40-й армией генерал-лейтенант Маркиан Михайлович Попов направил комдиву радио грамму: «Приношу искреннюю благодарность летчикам вашей дивизии, отлично штурмовавшим 13,14 и 15 августа передний край обороны противника в районе Чижовки и высоты 162, 9». Рано утром 18 августа 1942 года звено наших ис требителей вылетело на перехват немецких самоле тов. Лейтенант Сергей Васильевич Ачкасов в районе станции Тресвятской в воздушном поединке сбил вражеский истребитель Ме-109Ф. В том же бою, из расходовав весь боезапас, он таранно уничтожил и второй мессершмит. К сожалению, архивный документ не рассказал нам о дальнейшей судьбе этого отважного человека. Заслуживает внимания еще один документ, который характеризует наших земляков, трудившихся в ремонт ных мастерских. Вдокладе командующего 2-й воздуш ной армией говорится следующее: «В сентябре 1942 года было произведено более 2700 успешных боевых само летовылетов. Напряженно трудился технический состав и работники авиаремонтных мастерских. Они отремон тировали 329 самолетов, да так, что в последующих вы летах они работали безотказно».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz