Молодежный вестник. 2013 г.

Молодежный вестник. 2013 г.

в МИРЕ ЛЮДЕЙ № 4 [62Б] / 2013 ■4 ; ' ■ ' 11;.";')]'*'‘4 Ч-'' 1 "''И 'Ш Ольга ВАСИЛЬЕВА ■■ Мирись и больше не дерись По данным УМВД России по Липецкой области, в 2012 году 240 преступлений совершила учащаяся молодежь. 228 приходится на школьников и прадставителвй профессиональных училищ и лицеев, 12 - на студентов вузов и ссузов. Анализ уголовных дол показывает, что в большинстве случаев на скамью подсудимых попадают трудные подростки, наживающие проблемы, как говорят, на ровном место. Они конфликтны, агрессивны, бурно реагируют на замечания взрослых. Им ничего не стоит беспричинно или по малозначительному поводу избить сверстников либо тех, кто младшв. Первые правонарушения такие дети часто начинают совершать ужа в 10-11 лот. КОНТРОЛИРОВАТЬ ПОСТУПКИ Такую статистику привели в Липецком областном суде на практическом семинаре по вопросам профилактики школьных конфликтов. Как выяснилось, ответ на вопрос, что делать с «подростковым беспределом», ищут не только учителя, но и психологи и судьи. Последние считают, что один из способов грамотного разрешения конфликтов - школьные службы примире­ ния, где в качестве медиаторов, посредников между сто­ ронами, выступают сами учащиеся. Чем раньше ребенок научится контролировать свои поступки и чувствовать за них ответственность, заглаживать вину и понимать другого человека, тем больше гарантий того, что впоследствии он не совершит преступлений, - вот основная идея школьной медиации. Кслову, организация таких служб примирения, нацелен­ ных на разрешение конфликтов в образовательных учреж­ дениях, профилактику правонарушений детей и подрост- ков, улучшение отношений в учебном заведении, предус­ мотрена Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы и утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 года. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Но еще осенью 2011 года по инициативе Советского районного суда Липецка на базе школы с углубленным изучением отдельных предметов № 55 «ЛИНГВИСТ» была создана Школьная служба примирения. - Мы уже слышали о медиации, - рассказывает ее кура­ тор, учитель истории, обществознания и права Владимир Алексеевич Орехов. - Сразу нашли информацию в Интер­ нете, просмотрели обучающие диски, стали первооткрыва­ телями в этом вопросе. Новым делом изъявили желание заняться старшекласс­ ники. По своей инициативе Владимир Алексеевич привлек к работе и семиклассников, у которых тогда вел историю. Теория - хорошо, а практика - лучше. К ней обратились, пройдя курс обучения у президента общественного цен­ тра «Судебно-правовая реформа» Рустема Максудова, про­ водившего семинар на базе педагогического университе­ та. Известный тренер по медиации занимался с ребятами по своей инициативе. Он не только знакомил с теорией, но и моделировал, а затем проигрывал с учениками возмож­ ные конфликтные ситуации, чтобы ребята получали прак­ тический опыт. Конечно, проще отвести возмутителя спокойствия к директору, отругать, как-то наказать. После этого ребенок может замкнуться в себе, озлобиться. Наше поколение на замечания учителей и старших реагировало адекватно, более сдержанно. Нынешние подростки сразу обижаются. Когда же к урегулированию конфликта подключаются ро­ весники или старшеклассники, ситуация меняется. Скажем откровенно, дети лучше нас, взрослых, понимают друг дру­ га и знают ситуацию в школе. Хотелось бы, чтобы некого было примирять. Но эти службы надо создавать уже для того, чтобы ребята учились чему-нибудь новому. Это всегда интересно. В советское время были пионерия и комсомол. Сейчас дети испытыва­ ют голод общения от отсутствия общих интересных дел. НОВАЯ ИДЕЯ - Мне понравилась идея, - рассказывает одиннадца­ тиклассница Анна Подласова. - За полтора года мы при­ мирили несколько человек в начальной школе и многому научились. В нашем классе конфликтов практически не бывает, но я понимаю, что полученный опыт непременно пригодится, ведь подобные ситуации могут возникать и в семье, и на работе. - Медиация - очень интересное направление, - под­ держивает одноклассницу Яна Андриянова. - Мы разби­ вались по парам и работали с одним из конфликтующих. Разговаривали с ним, пытались выяснить, почему воз­ никла острая ситуация. Если человек понимал, что посту­ пил неправильно, проводили встречу с другим участни­ ком конфликта. На ней происходило примирение. За это время был-таки серьезный эпизод, в котором приняли участие даже родители четвероклассников. Проблема возникла из-за того, что один ребенок не позвал на день рождения другого, хотя семьи дружили давно. Итог - се­ рьезная ссора. Нам, школьным медиаторам, помогли курсы, на которых дали базовые знания и посоветовали действовать по об­ становке. Надеюсь, этот опыт поможет и в жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz