Молодежный вестник. 2012 г.
№ 2 3 [ Б 2 0 8 ] / 2 0 1 2 РОЛНАЯ РЕЧЬ гак еще и слова, характерные для XX века, почему-то перекочевали в век девятнадцатый. - Могу привести пример и из про шлого года. Он ярко характеризует от сутствие у школьника представления о паронимах. Текст был посвящен карти не Альбрехта Дюрера «Блудный сын». Ученик предложил такое начало сочи нения: «В гаврюре Дюрера «Блуждаю щий сын» можно заметить черты само го художника». Вам смешно? А мне хо чется плакать. А какое огромное коли чество орфографических ошибок мы исправляем! Складывается ощущение, что дети вообще не читают дома. Вот несколько примеров из разряда «как слышим, так и пишем»: «их ние родите ли», «он был ранен и по кинул фронт», «деньот о дня». Печально и когда сту денты поверхностно воспринимают смысл прочитанного. Помню, однажды на вступительных экзаменах ребята писали изложение с элементами со чинения по рассказу Бунина «Поздний час». Там есть эпизод, когда герой вспо минает о своей прошлой любви: «А по том ты проводила меня до калитки, и я сказал: «Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле». Одна студентка таким образом пересказала данный отрывок: «Если есть другая жизнь, то поцелую ноги». Что тут скажешь... Упадок речевой культуры называ ют своеобразным «равнением вниз». Ведь до смешного доходит: образо ванные люди, окончившие престиж ные вузы, попадая в коллектив с низ ким культурным уровнем, специально начинают говорить проще, чтобы не выделяться из общей массы. И тем важнее объяснить современным де тям, что в русском языке и отечествен ной литературе отражены националь ный характер и принципы культуры поведения, которым нужно следовать. Три вопроса лля героини - Людмила Петровна, у вас подрастает внук. Помога ете ли вы ему с учебой? - К сожалению, я - «эпизодическая» бабушка. Из-за ра боты не могу уделять Илье достаточно внимания. Очень радует, что благодаря маминым усилиям у него не пропал интерес к чтению. Недавно в школе он изучал «Капитан скую дочку». При подготовке к сочинению у меня помощи даже не попросил, попытался раскрыть тему «Образ Пуга чева» самостоятельно. Очевидно, бунтарство героя заин тересовало его больше, чем положительный Петр Гринев. Посмотрим, кто станет ему интересен на будущий год. - Что бы вы как опытный педагог посоветовали сво им молодым коллегам? - Я бы обратила их внимание на уважительное отноше ние к слову и своим собеседникам. Нужно уметь разгова ривать с коллегами, учениками, родителями и на уроке и вне его. В учебниках по риторике это называется индиви дуальным педагогическим стилем общения. Он приобрета ется с опытом, и тот, кто хочет стать настоящим педагогом, должен запастись терпением. - Когда-то Россия была самой читающей страной в мире. В современных условиях на чтение у нас оста ется все меньше времени. Как вы думаете, к чему это может привести? - Однажды Иосиф Бродский сказал: «Среди преступле ний наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения, не предание книг костру. Су ществует преступление более тяжкое - пренебрежение книгами, их нечтение. За него человек расплачивается всей жизнью; если же преступление это совершает нация - она платит за это своей историей». Не слишком ли высокая цена за отказ от нашего культурного наследия? А Раскольников стал ревизором... - Год от года на ЕГЭ ученики «радуют» нас своими сочинениями, - делится Людмила Петровна. - Складывается ощущение, что в школе они просто не читают русскую классическую литературу. Даже не могут верно указать хрестоматийные произведения известных писателей. Вот несколько «шедевров» современных школьников... - в романе Достоевского «Горе от ума» есть такой пер сонаж, как Плюшкин. - Одно из самых знаменитых произведений Максима Горького - «Тарас и Бульба». - Михаил Булгаков - автор романа «Собака на сене». - Многие авторы и поэты рассуждают о проблемах нравственности. Одним из них является Иван Сергеевич Тургенев. В романе «Обломов» он показал умную и краси вую девушку Ольгу Ильинскую, которая попыталась под нять Илью Ильича с постели, выполняя роль путеводной звезды. Но так и не смогла помочь герою. - Герой рассказа Антона Чехова «Шинель» долго изви нялся перед генералом за то, что обрызгал его. - Вторым аргументом является произведение Николая Васильевича 1^оголя «Ревизор». Все приняли Раскольнико ва за ревизора и стали ему угождать. - Герой подобен лисице из известной басни Льва Нико лаевича Толстого «Ворона и лисица». «Почартим» по-русски Недавно, просматривая телевизионную программу, я обнаружила, что не понимаю смысла большинства назва ний передач. Микс русского и английского, слияние трех слов в одно, неоправданное соединение суффиксов и аб бревиатур вызывают желание открыть несколько слова рей, чтобы убедиться в правильности своих знаний. Пред лагаю вашему вниманию десятку самых «густых языковых сливок» телевизионного эфира: - «НТВшники». Арена острых дискуссий; - «ЛотоСпортСупер». Лотерея; - «Комеди Клаб». Лучшее; - «Футбол.ги»; - «Муз-ТВ хит»; - «Рго-обзор»; - «Русский чарт»; - «0-скач 90-х. Оапсе-марафон»; - «Топ-модель по-американски»; - «В!д Еоуе чарт».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz