Молодежный вестник. 2012 г.

Молодежный вестник. 2012 г.

№12 С6197] / 2012 Олеся БОЛЫШОВА Троица в Троицком Только мы переступили порог областного Центра романовской игрушки в селе Троицкое Липецкого района, как нам на головы надели венки из березовых веток. Этот головной убор издревле был неизменным атрибутом праздника Троицы. В нем молились в церкви, водили хороводы, гуляли, играли, трапезничали. Коллеге с телевидения достался венок немного не по размеру - и, когда он в очередной раз сполз на шею, сотрудники центра пояснили: можно там и оставить. По традиции иногда его носили именно на шее или в руках. Удивительно, но полузабытый венок оказался всем к лицу, несмотря на возраст и пол. Не смогли удержаться и не примерить березовое украшение даже мужчины: телеоператор и наш фотограф Павел вмиг преобразились, напомнив нам греческих богов. Венок стал для нас своеобразным пропуском в мир русских традиций, дал возможность ощутить атмосферу праздника Троицы, накануне которого и состоялся пресс-тур для журналистов. ПРАЗДНИК ВДВОЙНЕ Зеленое воскресенье, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа, Зеленые, или Троицкие, святки - так в народе называют Троицу, отмечаемую на 50-й день по­ сле Пасхи. Для всего христианского мира это один из главных праздников, а для села под названием Троицкое - вдвойне. Обычай украшать дом березовыми ветками идет еще от ветхозаветной церкви - как символ событий на Синайской горе, когда Моисей получил скрижали от Бога. А появление праздника связывают с сошествием на апостолов Святого Духа. Свежая зелень - напомина­ ние о том, что душа расцветает благодаря добродетелям и благодати Божией. - Начинается праздник в церкви Пресвятой Троицы, где прихожане по традиции появляются с березовыми ветками, - рассказывает Людмила Тюмина, заместитель директора областного Центра романовской игрушки. - А затем приходит наша очередь. Мы подготовили на­ сыщенную программу для жителей и гостей Троицкого: с общей трапезой (яичницей, окрошкой, пирогами), хороводами и конкурсами, обрядами, выступлениями местных коллективов и мастер-классами - от обучения азам гончарного искусства и росписи яиц до плетения поясов и лепки романовской игрушки. Кстати, и для журналистов организовали аналогич­ ный мастер-класс: Светлана Гришина показала нам, как делать куклу-кукушку согласно традициям села Порой Добровского района. Накануне Вознесения девочки и девушки, втайне от мужчин, мастерили такую куклу - как символ одиночества - и несли в лес, где хоронили, наказывая ей на том свете выпросить у предков лучшей доли для себя и близких. ВДухов день (понедельник по­ сле Троицы) они доставали из земли кукушку, считая, что та исполнила поручение, и разбирали ее одежду в знак того, что жизнь станет лучше. Особенность куклы, созданной из ткани, в ее ручках, которые не набивались ветошью, в отличие от осталь­ ных частей: рукава рубашки свободны и напоминают крылья. Вместо ног под сарафан с фартуком из разно­ цветных рядов ткани привязывались кусочки березовых веточек - словно птичьи лапки. Обязательным атрибу­ том кукушки был поясок - красный (обережный) или зеленый (троичный). НЕ ХОТИМ БЫТЬ ПЕРЕКАТИ-ПОЛЕ Хорошим подарком к празднику стала и выставка народного костюма «Непрерванная нить» народного коллектива Студии традиционного костюма «Русские начала» из Москвы. Любопытно, что, возрождая куль­ туру предков, энтузиасты не отвергают нового, а умело используют современные реалии. Так, познакомились наши земляки со столичными единомышленниками благодаря Интернету. Москвичи с удовольствием выез­ жают в этнографические экспедиции, беседуют со старо­ жилами, записывают фольклорные песни, шьют одежду по технологиям посещаемых ими мест. И, конечно, не забывают делиться информацией с другими людьми. Кстати, среди участников студии - люди самых разных профессий и занятий: врачи, учителя, звукорежиссеры, домохозяйки. Всех их объединяет неподдельный инте­ рес к культуре своей страны. Теперь москвичи решили познакомиться с особенностями романовского костюма и даже немного отсрочили поездку в Китай, чтобы по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz