Молодежный вестник. 2012 г.

Молодежный вестник. 2012 г.

№ 9 [6194] / 2012 ^ Олеся ПОЛЕСОВА Сделаем акценты на нужных патентах Вы когда-нибудь обращали внимание на женщин, которые вручную скашивают растения, выросшие на железнодорожном полотне? Столь тяжелый труд можно было бы избежать, если запустить в дело изобретение профессора Сливинского. Евгений Васильевич - доктор технических наук, заведующий кафедрой прикладной механики и инженерной графики механико-технологического факультета ЕГУ имени И. А. Бунина. Разработанная им конструкция не требует больших денежных затрат, потому как навешивается на уже имеющиеся дрезины. При этом, работая в автоматическом режиме, она позволяет охватить большую площадь за более короткие сроки. х о т ь п о ДОРОГЕ ЖЕЛЕЗНОЙ, ХОТЬ ПО ПОЛЮ Среди изобретений Сливинского есть и другие устройства, связанные с железной дорогой. К примеру, вы слышали, как в метро вагон скрипит на поворотах? Значит, там не хватает смазки. Использовать ее посто­ янно нерационально - на прямых участках требуется не так много. Ельчанин же предложил около 22 вариантов усовершенствования подачи смазки гребней локомо­ тивов и вагонов - в автоматическом режиме именно при прохождении кривых путей. А как вам стояночный тормоз для подвижного железнодорожного состава, ко­ торый срабатывает при истощении основных тормозов? Сколько поездов не ушло бы под откос, будь они обору­ дованы подобной защитой? Еще одно изобретение можно использовать и в сфере автомобильного транспорта. Не любите, когда трясет по ухабам? Тогда это устройство - ваша мечта. Оно пред­ назначено для гашения колебаний на дороге, причем основано на совершенно новых решениях, позволяющих рассеивать энергию не только за счет нагрева рабочей жидкости, но и за счет поглощения энергии колебаний. Все известные гасители не автоматические, поэтому имеют определенный предел. Устройство Сливинского способно выдерживать разные нагрузки - и отдача будет соразмерной с имеющимся сопротивлением. Более 30 патентов у преподавателя на устройства для снижения колебания прицепньгх звеньев автотракторных поездов и исключения травматизма людей при их экс­ плуатации и ремонте. Иными словами, чтобы прицепы не заносило на поворотах. Вещь вроде бы простая, но очень полезная - использоваться может и в сельском хозяйстве. Для этой же отрасли ельчанин придумал гидравлический привод повышенной эффективности, хотя применение устройства гораздо шире: и в автомобилях, и в локомоти­ вах, и даже в управлении шасси и закрылками самолетов. ЕСЛИ НЕТ АНАЛОГОВ С 2004 года Евгений Васильевич, к слову, обладатель двух золотых медалей за инновационные разработки от «Американо-российского делового союза», ежегодно предоставляет около 20 заявок на предполагаемые изо­ бретения по модернизации и совершенствованию кон­ струкций автомобильного и железнодорожного транс­ порта, сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин, промышленного оборудования. Отказов прак­ тически нет. Сегодня в копилке преподавателя - более 650 патентов. Кстати, это только со стороны кажется, что получить такой документ проще простого - на са­ мом деле его выдают лишь в том случае, если нет анало­ гов в мировой практике. Запатентованные изобретения должны пройти апро­ бацию перед внедрением. К сожалению, средства на это промежуточное звено мало кто желает находить. После публикации материалов о работах Сливинского в уни­ верситете не раз раздавались телефонные звонки с пред­ ложениями о сотрудничестве, причем как из России, так и из-за рубежа. К примеру, недавно обращался инвестор из Южной Африки. Но, как только вставал вопрос о не­ обходимости предварительных испытаний, а значит, и дополнительных денежных затратах, энтузиазм звонив­ ших сразу угасал... С надеждой на лучшее преподаватель привлекает к изобретательству и практической исследовательской ра­ боте и студентов, причем не только со своего факульте­ та. Особое внимание - к девушкам и юношам с экономи­ ческого, ведь именно они рассчитывают эффективность технических решений, в том числе и финансовую. - К сожалению, в нашей стране далеко не в полную силу используются изобретения, призванные усовер­ шенствовать разные отрасли производства, - сетует Евгений Васильевич. - Только сравните такие цифры: в США ежегодно реализуется основанная на научных разработках продукция на сумму более 900 миллиардов долларов, в Японии - на 650-700 миллиардов, а в России - всего на 1, 2 миллиарда. Хочется верить, что в скором времени ситуация изменится. И нам есть что предло­ жить!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz