Молодежный вестник. 2012 г.
№ 8 [6193] / 2012 Екатерина ЛЁВИНА Назад в будущее Знаете, часто бывает: увидишь что-то, возникнет ассоциация с первой секунды, и все. Накрепко. На годы. Как-то, много лет назад, я заглянула в наш областной выставочный зал, где тогда была размощена какая-то сборная зкспозиция. Неторопливо перемещаясь по большому светлому помещению, я зацепила взглядом несколько работ: смелые сочетания цветов, широкие мазки, настоящий гимн Жизни. На ум сразу же пришло неизвестно откуда взявшееся «взахлеб». Подошла поближе, прочла имя автора: Лидия Скаргина. Уже гораздо позже, узнав ее живопись и познакомившись с ней лично, побывав на нескольких персональных выставках, я не раз пыталась заново понять: так все-таки какая она, эта очень разная в своих творческих пристрастиях художница? И каждый раз думалось одно. Так она и осталась для меня «художницей взахлеб». На всем, что она делает, ясно виден отпечаток ее бур лящей, кипучей натуры. Успеть «ухватить» ощущение и «овеществить» его с помощью кисти, карандаша, компью терных программ или фотоаппарата - задача непростая. Такое под силу только тому, кому есть что сказать, и сказать эмоционально. Вот уже несколько десятков лет липецкая художница ведет свои живописные и графические диалоги со зрителями. Но Лидия Васильевна не тот человек, чтобы «застре вать» на чем-то одном. Например, свой творческий путь она начинала с графики. Сейчас листы, многие из которых пролежали в папках долгие годы и нигде не показывались, составили замечательную экспозицию в Центре изобрази тельных искусств (в здании ТЦ «Ноябрьский»). Так вот, по собственному признанию художницы, она перепробова ла все доступные техники рисунка. Бралась за монотипии, офорты, гравюры на картоне. В ее арсенале были пастель, тушь, акварель. Идешь по залу - и словно совершаешь пу тешествие через новаторские 60-е, созерцательные 70-е, переменчивые 80-е. Маленькие дворики с «питерской» ат мосферой, по-бунински лиричные дачные зарисовки, нето ропливые беседы в арт-мастерских, квартирники и «состо яния» восприятия обществом того времени окружающего мира - все это не просто видишь, а еще и в какой-то степени переживаешь вместе с автором. «Дух времени» - пожалуй, самое точное для меня определение атмосферы выставки. И тут вдруг - компьютерная графика! Привет из бурля щих 2000-х. Еще одна творческая ниша, наряду с фотогра фией, батиком, гобеленами, для каждой из которых было свое время. И, думается, оно настанет снова - но в другом качестве. Идти вперед, меняться, развиваться, осваивать что-то новое, не забывая о старом, - это у Лидии Васильевны от лично получается. И каждому делу она отдает всю себя, чутко прислушиваясь к душевным импульсам. А как иначе? Настоящие художники не имеют права фальшивить. «Я думаю, избрать профессию художника и стать им - совершенно разные вещи. «Нас всех подсте регает случай» - это слова одного из моих кумиров Александра Блока. Но к такому случаю надо быть готовым. Не каждый, кому на голову падает яблоко, Ньютон». «Был такой случай на Челюскинской (Дом творче ства «Челюскинская», где встречались за работой ху дожники со всей России). Поток принимал Илларион Голицын и еще кто-то. Идут, смотрят, похваливают. Приближаются к Верхоланцеву. Замечательный мастер ксилографии, но что изображено? Женщи на-струна. Все ждут, что скажет Илларион. «Мне это не близко». И все гав-гав. Илларион испуганно: «Но я не говорю, что это не имеет права быть». Тишина. Пошли дальше. Стех пор я знаю, что если мне это не близко, то не значит, что не имеет права быть».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz