Молодежный вестник. 2012 г.

Молодежный вестник. 2012 г.

№ 8 [6193] / 2012 Екатерина ЛЁВИНА Назад в будущее Знаете, часто бывает: увидишь что-то, возникнет ассоциация с первой секунды, и все. Накрепко. На годы. Как-то, много лет назад, я заглянула в наш областной выставочный зал, где тогда была размощена какая-то сборная зкспозиция. Неторопливо перемещаясь по большому светлому помещению, я зацепила взглядом несколько работ: смелые сочетания цветов, широкие мазки, настоящий гимн Жизни. На ум сразу же пришло неизвестно откуда взявшееся «взахлеб». Подошла поближе, прочла имя автора: Лидия Скаргина. Уже гораздо позже, узнав ее живопись и познакомившись с ней лично, побывав на нескольких персональных выставках, я не раз пыталась заново понять: так все-таки какая она, эта очень разная в своих творческих пристрастиях художница? И каждый раз думалось одно. Так она и осталась для меня «художницей взахлеб». На всем, что она делает, ясно виден отпечаток ее бур­ лящей, кипучей натуры. Успеть «ухватить» ощущение и «овеществить» его с помощью кисти, карандаша, компью­ терных программ или фотоаппарата - задача непростая. Такое под силу только тому, кому есть что сказать, и сказать эмоционально. Вот уже несколько десятков лет липецкая художница ведет свои живописные и графические диалоги со зрителями. Но Лидия Васильевна не тот человек, чтобы «застре­ вать» на чем-то одном. Например, свой творческий путь она начинала с графики. Сейчас листы, многие из которых пролежали в папках долгие годы и нигде не показывались, составили замечательную экспозицию в Центре изобрази­ тельных искусств (в здании ТЦ «Ноябрьский»). Так вот, по собственному признанию художницы, она перепробова­ ла все доступные техники рисунка. Бралась за монотипии, офорты, гравюры на картоне. В ее арсенале были пастель, тушь, акварель. Идешь по залу - и словно совершаешь пу­ тешествие через новаторские 60-е, созерцательные 70-е, переменчивые 80-е. Маленькие дворики с «питерской» ат­ мосферой, по-бунински лиричные дачные зарисовки, нето­ ропливые беседы в арт-мастерских, квартирники и «состо­ яния» восприятия обществом того времени окружающего мира - все это не просто видишь, а еще и в какой-то степени переживаешь вместе с автором. «Дух времени» - пожалуй, самое точное для меня определение атмосферы выставки. И тут вдруг - компьютерная графика! Привет из бурля­ щих 2000-х. Еще одна творческая ниша, наряду с фотогра­ фией, батиком, гобеленами, для каждой из которых было свое время. И, думается, оно настанет снова - но в другом качестве. Идти вперед, меняться, развиваться, осваивать что-то новое, не забывая о старом, - это у Лидии Васильевны от­ лично получается. И каждому делу она отдает всю себя, чутко прислушиваясь к душевным импульсам. А как иначе? Настоящие художники не имеют права фальшивить. «Я думаю, избрать профессию художника и стать им - совершенно разные вещи. «Нас всех подсте­ регает случай» - это слова одного из моих кумиров Александра Блока. Но к такому случаю надо быть готовым. Не каждый, кому на голову падает яблоко, Ньютон». «Был такой случай на Челюскинской (Дом творче­ ства «Челюскинская», где встречались за работой ху­ дожники со всей России). Поток принимал Илларион Голицын и еще кто-то. Идут, смотрят, похваливают. Приближаются к Верхоланцеву. Замечательный мастер ксилографии, но что изображено? Женщи­ на-струна. Все ждут, что скажет Илларион. «Мне это не близко». И все гав-гав. Илларион испуганно: «Но я не говорю, что это не имеет права быть». Тишина. Пошли дальше. Стех пор я знаю, что если мне это не близко, то не значит, что не имеет права быть».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz