Молодежный вестник. 2012 г.
№ 7 (6192) / 2012 Александр ТРУБИЦИН, учитель истории и обшествознания линейкой школы № 3 Как читать «священную книгу народов»? ^ вш |Ш ВЖ 8 | Вот уже почти шесть лет я преподаю историю в школе. Предмет этот важный, особый, не ^ 1 поспоришь. Довольно неожиданным стало 1 | решение президента объявить 2012 год Годом Ж\ российской истории. 1150 лет российской государственности, 400 летосвобождения Москвы от иностранной интервенции, 200лет Отечественной войне 1812 года,95 лет Октябрьской революции... Юбилеев много, а за ними стоят живые, важные, судьбоносные события. Как преподавать этот предмет в современных условиях? Какие проблемы существуют сегодня? Хотелось бы поделиться некоторыми мыслями с читателями «Молодежного вестника» (которому, кстати, в маеэтого года исполнится 55 лет). «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего...» - именно с этих слов известного русского историка и писателя Н. М. Карамзина начинаю первые уроки по своему предмету. В своем знаменитом, ставшем уже давно классическим, произведении «История государства Российского» автор подробно объясняет, для чего нужно знать прошлое родной страны. С ним не поспоришь, эта наука необходима всем: и правителям, и законодателям, и простым гражданам. Но стоит признать, что неоднократно наша история переписывалась. Современные ученые стремятся к тому, чтобы излагать события прошлого, основываясь на фактах, подтвержденных документально. Однако сколько людей - столько и мнений. Мы прекрасно знаем, как часто многие факты замалчиваются или интерпретируются в угодном существующей власти свете. Отсюда большое количество «белых пятен». Очень хорошо проблема - историческая правда. Ведь когда события переписываются, то и доверие общества становится все меньше. Работая над пособием «Российская государственность: истоки, прошлое, современность», мы с соавторами стремились уйти от однозначных выводов и вместо них представить разные оценки. Это, возможно, самый верный путь. Навязывать точку зрения школьникам, которые не знакомы со многими тонкостями «исторической кухни», на мой взгляд, не совсем честно. Именно поэтому на уроках я пытаюсь достаточно осторожно давать оценки и делать выводы, предоставляя ребятам возможность для дискуссии. А, как известно, именно в споре рождается истина. О проблемах российской истории можно говорить бесконечно. Не менее значимым считаю вопрос преподавания этой дисциплины. Вспоминаю по этому поводу сказал первый историк-марксист М. Н. Покровский: «История - это политика, опрокинутая в прошлое». И тут возникает одна важная межрегиональную научную конференцию, организованную кафедрой всеобщей истории ЛГПУ Хочется выразить огромную благодарность преподавателям кафедры и ее руководителю Ларисе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz